PDF Друкувати Електронна адреса
П'ятниця, 30 квітня 2010 07:58
Яцюк (Машинськая) В.И.
г. Никополь, Украина


К нам в дом приходили подпольщики
(воспоминания участницы партизанского движения на Никопольщине)


В 1941 г. мне было 16 лет.

Немцы из Никополя обстреливал Каменку. Ожидали, что они придут через Днепр. А они через Каховку пошли на Мелитополь. Поэтому в Каменке, как в мешке, оказались наши истребительные батальоны. Начали создаваться подпольные группы в Никополе, Знаменке, Каменке, Ильинке. Через р. Конку (приток Днепра) ходил паром, его тягали вручную, поэтому сообщение было.

В 1942 г. началась отправка молодежи в Германию. Нас в семье было трое девчат. Мама не знала, куда нас прятать. Приходилось сидеть на чердаке, в погребах, коровниках.

Участник подполья Федор Ануфриевич Кузьменко хорошо знал нашу семью, пришел к маме и уговорил ее выдать меня за него замуж. Ей ничего не оставалось, как согласиться. Замужних не брали в Германию, но когда многие стали расписываться - забирать начали и их.

Я осталась по беременности. В 1943 г. родилась дочь - наша спасительница. Без нее я - никуда. Приходилось с нею, двухмесячной, переходить лиман и переезжать речку Белозерку, добираться в Ильинку в дом Соколовых - дяди Кузьмы и тети Вари. Это была явочный дом. Я носила пакеты, что в них - не знала. Из Никополя к нам приходили члены подполья, прятали у меня автоматы, гранаты, ружья. Федор Ефимович Курицын, житель Знаменки, находился у меня, по своим годам сходил мне за отца.

Позже мне удалось переправиться в Никополь на улицу Нагорную к далеким родственникам Федора Кузьменко. Это семья Сидоренко: она Кузьминична, а дедушка - Савельевич. Их сын, Александр Сидоренко, летчик Советской Армии, был на фронте. Здесь получила задание - на железнодорожной станции следить за поездами, с чем и куда отправляются товарняки. На станции работала уборщицей тетя Паша, небольшая, худощавая, слабая женщина. Я напросилась ей помочь, а она осталась с моей дочкой. Тетя Паша, видно, догадывалась, почему я здесь, и не один день, но ни о чем не расспрашивала. Я вела подсчет эшелонов с техникой и людьми.

Группа «Мститель» в Никополе была провалена, и тогда Хлястикову Леве, его жене Галине и еще двум мужчинам пришлось перебраться в Каменку. Но Хлястиков как руководитель не мог оставаться там долго, возвратился в город, где был схвачен и замучен.

К Белозерке было подтянуто много наших войск. Об этом узнали наши партизаны, которые встретились с разведчиками. Они шли над берегом к переправе. Через несколько дней начался бой, и замаскированные в садах немецкие танки двинулись на Белозерку. Там такое творилось, что земля в Каменке дрожала. Ночью у меня наши ребята забрали гранаты, оружие и двинулись к переправе, чтобы задержать отступление, подорвали паром и уничтожили врага. На другой берег переправлялись на лодках, которые прятали ниже парома.

В мирное время Галина Хлястикова приезжала в Каменку, была в школе № 1 на встрече со старшеклассниками. Она много рассказывала о работе группы «Мститель» и отметила мое активное участие. Тогда я в СШ № 1 была председателем родительского комитета. Первое ее письмо ко мне я бережно храню. Храню, как воспоминание о тяжелых днях войны 1941-1945 гг.
 

 
Встреча ветеранов. Никополь. 9 мая 1998 г.

 

 

Взято: Они освобождали Никополь. – Днепропетровск: Пороги, 2001. – С. 184-185.

 

 

 

 

В случае использования материалов этого сайта ссылка на сайт обязательна
Останнє оновлення ( Середа, 05 травня 2010 10:08 )
 
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting