Во саду ли, в огороде...

Сейчас на сайте

На даний момент 112 гостей на сайті
Besucherzahler singles
счетчик посещений


Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
PDF Друк e-mail
История Никопольщины - Общие сведения по истории г. Никополя
Середа, 21 грудня 2016, 16:00

Тороп С.О.
Биолог, краевед 
г. Никополь, Украина

Биография

Материал предоставлен в авторской редакции

 

Никопольский пряник

 

Многие города издревле славились своими ремеслами. Посещая их, любой оборотистый купец просто не мог возвратиться домой, не приобретя изготовленные здешними мастерами-умельцами цветастые ситцевые платочки, украшенные местной росписью резные шкатулочки или керамику, какие-либо угощения. Подобные товары служили своеобразными визитными карточками городов и нередко даже изображались на их гербах. В наши дни их обязательно назвали бы местными торговыми брендами. Казенное местечко Никополь, где еще в конце ХVІІІ века регулярно проводились многолюдные ярмарки, также могло похвастаться целым рядом местных товаров, приобрести которые приезжали купцы из других губерний. Во второй половине ХІХ в начале ХХ века тройку наиболее известных здешних товаров составляли никопольская рыба, никопольское пиво и никопольские пряники.

Сегодня мало кто знает, что в древние времена, помимо зерна, кожи, мёда, крупного рогатого скота и оружия, Великая Скифия поставляла сначала в Грецию, а потом и в Рим, большое количество рыбы, среди которой преобладала рыба ценных осетровых пород. Десятки кораблей везли к далеким берегам скифскую рыбу, лучшие сорта которой служили украшением стола богачей. Это от нее, как от непозволительной «варварской роскоши» в трудный для отечества час призывал отказаться в римском сенате своих соплеменников известный античный деятель Катон.

 

 
В древние времена рыбу осетровых пород часто называли «скифской рыбой»

 

В ХІХ – начале ХХ века рыбу в Никополе заготавливали несколько артелей, а приобрести ее здесь (от маринованной до копченой) можно было не только на ярмарках, но и в любой день. Приезжие купцы также отмечали, что рыбья икра была привычной пищей никопольчан. В советские годы далеко за пределами Никополя был известен местный рыбозавод, продукцию которого можно было встретить даже на прилавках крупнейших магазинов Киева и Москвы. Для любого командировочного или отдыхающего лучшим никопольским сувениром долгие годы служил копченый лещ. Ныне, даже трудно поверить, что еще пару десятилетий назад судьбу футбольного матча или вступительного экзамена в престижный столичный вуз могли решить всего несколько килограммов загодя доставленной из «города Победы» рыбы.

 

 
 
Никопольский пивоваренный завод в начале ХХ века

 

Не меньшей популярностью пользовалось и никопольское пиво, упоминания о котором можно встретить в произведениях Н.В. Гоголя, созданных в средине 30-х годов ХІХ века. Построенный в Никополе в 1888 году братьями Штеккель пивзавод, долгое время считался одним из крупнейших и современнейших предприятий в Екатеринославской губернии. Завод выпускал пиво в оригинальных граненных бутылках, имел свои павильоны на никопольских ярмарках и в парке купца Ерлашова (ныне парк имени А.С. Пушкина), принимал участие в международных выставках, проходивших в Российской империи, Франции и Германии. По свидетельству никопольских старожилов, для приготовления пива использовалась вода из расположенных в Днепровских плавнях источников, а в летнее время матросы принадлежавшего купцу Ерлашову моторного катера ежедневно совершали дополнительный рейс к городскому пляжу на острове Орлова, дабы своевременно доставить отдыхающим там горожанам прохладительный пенный напиток. После 1917 года бывший завод братьев Штеккель стал государственным предприятием, однако на популярность никопольского пива данное обстоятельство почти не повлияло. В 1986 году на предприятие приступили к выпуску еще и целой серии безалкогольных напитков («Байкал», «Тархун», «Колокольчик», «Буратино», «Абрикосовый» и др.), которые поставлялись в 8 областей юго-востока Украины. Увы, ныне от никопольского пива остались только воспоминания, а от производившего их завода – груда развалин.

 

 
На память о никопольском пиве!

 

К сожалению, о никопольском прянике, некогда считавшимся одним из конкурентов знаменитого тульского пряника, к концу ХХ столетия никопольчане почти забыли. Память о нем хранили лишь немногочисленные старожилы, из уст которых в то время мне и посчастливилось впервые услышать рассказы о былой славе этого уникального местного торгового бренда. В статистических документах второй половины ХІХ – начала ХХ веков содержаться довольно скупые сведения о кондитерском производстве в местечке Никополь. Так, в статье государственного чиновника И. Ващинского, опубликованной в издании «Екатеринославские губернские ведомости» (№ 5, 29 января 1866 года), упоминается о торговли на проходившей в Никополе 26 октября 1865 года Дмитровской ярмарки пряниками местного производства, а издание «Полное географическое описание нашего Отечества» (под редакцией В.П. Семенова Тянь-Шанского, 1910 год) к числу наиболее развитых в Никополе производств относит прянично-конфетное.

В 1996-2009 годах я работал сценаристом команд высшей лиги Международного чемпионата КВН, что давало возможность не только бывать в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге, но и посещать находившиеся там музеи, библиотеки, архивы. В 2006 году, собирая материалы о купцах нашего края, в одном из архивов мне посчастливилось познакомиться с письмами купца ІІ-ой гильдии Никифора Драгунцова, написанными в период с 1885 по 1889 год.

В одном из этих писем содержалась информация о никопольских пряниках, оказавшаяся на вес золота. Приведу небольшой отрывок из него: «А еще помимо всего прочего, о чем в письмах моих к тебе, любезной друг Федор, прежде говорено было, советую, коли в местечке Никополь, по делам, проездом, али еще каким случаем быть доведется, на здешние пряники свое внимание обратить. По качеству своему оные особо хорошо известным тебе тульским не поступятся, а по цене чуть дешевле будут, особливо если покупать по весу, от пуда более, и в лавках на ярмарке у торговцев. На Дмитриевской в нынешнем году ими в 8-ми лавках торговали, а купил я их два пуда и не пожалел. В годе следующем я их от трех пудов закупать думаю. Делают их тут артели местные: одна старовера Игольникова, что на улице Крымской, и другая, что, как мне сказывали, с 1852 года известна. Последняя пряники и печенья возит и в Екатеринослав, особливо к праздникам, на продажу. Еще же укажу, что пряники в Никополе формою своею примечательны – есть прямоугольные, есть почти круглые, есть в форме зверей да птиц разных. На Дмитриевской были в форме лебедей, зайца, лисицы, филина, орла и прочие. Их разбирают особенно много и скоро… (отправлено земской почтой ноября числа 5, года 1887).» Письмо было адресовано Федору Леонтьеву, скорее всего тоже купцу, в город Курск.

 

 
Никопольская  ярмарка в начале ХХ века

 

Следует отметить, что Никифор Драгунцов был опытным купцом, род которого сильно возвысился во времена правления Екатерины ІІ, выдавшей в 1785 году купечеству жалованную грамоту, согласно которой представители данного сословия были разделены на гильдии. Ко ІІ-ой гильдии относились купцы, владевшие капиталом от 5 до 10 тысяч рублей, получавшие право оптовой и розничной торговли во всех губерниях, а купцы І-ой гильдии могли также вести оптовую торговлю и за границей, иметь свои заводы и фабрики. Безусловно, Никифор Драгунцов, посещавший многие ярмарки, прекрасно разбирался в торговой конъектуре того времени. В Никополе для закупки большой партии пряников он обычно приезжал осенью, когда были уже известны цены на хлеб, и проходила Дмитриевская ярмарка. Регулярные ярмарки были главным регулятором экономической жизни того времени, отражая общий тонус хозяйственного развития страны. Именно на них формировался баланс между спросом и предложением, производством и потреблением главных продуктов. На ярмарке отдельной отрасли и виды деятельности огромного хозяйственного механизма связывались в единое целое, координировались, получали общественное признание или недоверие, определялись направления развития по крайней мере на год вперед. В связи этим высказанное в письме намерение об увеличении объема закупки никопольских пряников в будущем году свидетельствует о признании отменного качества местного продукта. Если учесть, что считавшиеся в ту пору лучшими в Российской империи киевские возы обладали грузоподъемностью до 40 пудов (1 пуд = 16,4 кг), закупки никопольских пряников занимали в торговом обороте Никифора Драгунцова довольно значительное место.

Имевшие оригинальную форму и отменные вкусовые качества никопольские пряники пользовались популярностью как у никопольчан, так и у жителей других городов, считаясь особым, изысканным праздничным угощением. Существовали даже местные праздничные традиции, напрямую связанные с никопольскими пряниками. Например, на Рождество ими было принято украшать рождественские елки. В 1990 году, будучи студентом Криворожского педагогического института, я записал рассказ Евдокии Никаноровны Чередняк, бывшей в 1912-1917 гг. ученицей Никопольской городской семиклассной женской гимназии, находившейся по адресу улица Екатеринославская, 3 (ныне Никитинская, 3).

 

 
В этом здании в начале ХХ века находилась Никопольская городская женская семиклассная гимназия

 

Привожу выдержку из ее рассказа: «В начале ХХ века в Никополе очень любили пряники, которые выпускались местной артелью. Эта артель размещалась в каменном здании, недалеко от пересечения улицы Крымской с улицей Думской (ныне улицы Шевченко и Крепака). В 1985-1989 гг., когда значительную часть старого Никополя сначала снесли, а потом застроили новыми пятиэтажными домами, оно было разрушено. Сейчас на месте артели построен дом, относящийся к улице Шевченко. Без Никопольских пряников не обходился не один праздник, но особенно много их приобретали в качестве подарков на Рождество. И детям, и взрослым больше всего нравились пряники, которые назывались «фигурными» – в виде фигур зайцев, лисиц, лебедей и т.д. Были даже пряники в виде фигур ангелов с крыльями. Пряники часто обворачивали разноцветной фольгой, к ним привязывали веревочки и вешали на елку. Поскольку игрушки для елки до революции обычно изготавливали сами (шили из лоскутков тканей, вырезали из бумаги и т.п.) пряники были не только почти готовым, но и вкусным «материалом» для них. В гимназиях и школах, а также в состоятельных семьях для детей устраивали праздники с пряниками. Старшие дети, а иногда и взрослые, писали свои пожелания на будущий год и вкладывали их под обертку, которой украшались пряники. Считалось, что, если на Рождество кто-либо коснется этого пряника рукой, желание обязательно сбудется и весь год будет удачным».

А потом наступили революция и гражданская война, рождественскую елку с пряниками запретили, сочтя их «пережитками проклятого царизма». В 1936 году елку решили возвратить, правда, переименовав ее в новогоднюю, но, увы, уже без пряников. После сворачивания НЭПа в конце 20-х годов ХХ века история никопольских пряников, как и никопольских ярмарок прервалась…

На этом в истории никопольских пряников можно было бы поставить точку, однако ей суждено было получить счасливое продолжение в наши дни. В 2012 году я познакомил с содержанием своего домашнего архива заведующую библиотечно-информационным центром «Слово» Ларису Белоцерковскую, которую заинтересовали сведения, связанные со старинными народными ремеслами и промыслами нашего края. Вполне закономерно, что среди данных записей была и история никопольского пряника и выдержки из письма Никифора Драгунова, привлекшие внимание Ларисы Николаевны. Результатом нашего плодотворного сотрудничества стала разработка методических пособий и цикла занятий, ставивших своей целью возрождение забытых славных традиций Никопольщины. Начиная с 2013 года на базе библиотечно-информационного центра «Слово» проводились занятия с народными мастерами нашего города для их ознакомления с местными традиционными ремеслами, а также использования полученных знаний при создании самобытной сувенирной продукции, предназначенной для туристов.

 

 
 
Наталья Черняева на занятиях в БИЦ «Слово»

 

Эти занятия также посещала и директор популярного в городе детского кондитерского кафе «Аленка» Наталья Черняева, которая с большим интересом отнеслась к сведениям, касающихся развития пряничного производства в местечке Никополь во второй половине ХIХ века. А то, что произошло дальше, было похоже на настоящее чудо. Чудеса иногда все же происходят, если искренне поверить в них! Благодаря волшебным рукам мастеров кафе «Аленка» никопольский пряник возродился из небытия…

 

  
Кафе «Аленка»

 

После почти столетнего забвения, когда уже, наверное, ни один человек не надеялся его увидеть. Все случилось как в волшебной сказке! Учитывая, что никопольские пряники отличались необычной формой, местные кондитеры стали изготавливать пряники в форме скифской пекторали, герба Никополя, цветов, бабочек, животных и птиц.

 

       

      
 
Никопольские пряники, изготовленные мастерами кафе «Аленка»

 

Многие изделия украсили элементы самобытного скифского растительно-геометрического орнамента и звериного стиля. Как и в давние времена, никопольские пряники стали своеобразной визиткой нашего города и его оригинальными сувенирами, отображающими неповторимую историю древней земли. Без участия мастеров кафе «Аленка» ныне не обходится ни один общегородской праздник, конкурс или фестиваль. Никопольский пряник, как и в былые времена, хорошо знают не только в Никополе, но и в Днепре, а также в других городах Украины. В декабре этого года с ним впервые познакомились жители Львова. История никопольского пряника, которому, кстати, в 2017 году исполнится 165 лет, продолжается. И хочется верить, что в будущем будет написана еще не одна яркая страница этой истории.

 

 
Мастер-класс по росписи пряников проводит директор кафе «Аленка» Наталья Черняева
 

Интерестные факты:
  • Первые упоминания о существовании на территории современного Никополя рыболовецких цехов и артелей относятся к 1799 году и содержатся в документе под названием «Описание местечка Никополь в экономических примечаниях к Генеральному размежеванию». В 1865 году в Никополе работало 3 рыбных завода, а среди самых крупных рыболовецких артелей числились Новопавловская и Лапинская, которые имели свои разграниченные территории для вылова рыбы в Днепре и других реках. Новопавловские рыбаки «промышляли рыбу» от острова Орлова и до самого Мусиева озера, а территория Лапинских рыбаков простиралась от острова Любви и до самого Сулицкого лимана и реки Быстрик. Любопытно, что руководителя артели у никопольских рыбаков даже в конце ХІХ  – начале ХХ века называли ватаманом или атаманом, а не старостой, как было принято у других артельщиков. Атамана артели обычно выбирали сроком на 1 год, а выборы происходили перед праздником Рождества Христова. Лодки, которыми пользовались никопольские рыбаки, в ХІХ веке были трех видов: большие (до 12-15 человек), которые использовалась для перевозки снастей и вытягивания сеток; средние (до 5-6 человек); малые (1-2 человека). Последние лодки чаще всего выдалбливались из одного ствола дерева и использовались для подъезда к большим лодкам. Все лодки, кроме малых, имели мачту, четырехугольный парус и 3-4 пары весел. Большие и средние лодки имели также специальный руль для управления, который на Никопольщине называли деменом. Перед началом очередного сезона никопольские рыбаки заказывали молебен в честь Святого Николая – своего небесного покровителя.

 

 
Никопольская рыболовецкая артель, 1926 год
  • Купцы покупали у никопольских рыбаков «товарную» рыбу, вес которой в начале – середине ХІХ века должен был составлять не менее 1 фунта (около 0,4 кг). Опытные купцы чаще всего определяли вес «на глаз», загодя отбраковывая мелкие экземпляры. За свежую рыбу всегда платили значительно больше, чем за соленую. Выше всего ценились сорта красной рыбы – осетр, белуга, пестрюга, стерлядь, а также сом. В конце XVIII – начале ХІХ века большой осетр стоял около 2 рублей. Еще выше ценилась белуга. В те времена в Днепре еще вылавливали белуг длиной до 3 сажень (1 сажень равен 2,1 м). Стерлядь, чечугу, молодых осетров и пестрюг продавали на сотни, по цене от 1 до 3 рублей. Менее ценная рыба закупалась партиями или «головами». Она стояла от 2 до 45 копеек. Красную рыбу при приготовлении в первую очередь потрошили, жир, икру и плавательные пузыри откладывали отдельно от туши. Жир красной рыбы нарезали кусками, солили и употребляли в пищу вместе с хлебом.

 
Еще в ХІХ веке в Днепре вылавливали белуг длиной до 3 сажень (больше 6 м)
Фото: www.pikabu.ru

 

  • В конце ХІХ века на Никопольском базаре еще продавали раков-великанов, размером до 9-10 дюймов (1 дюйм равен 24,5 мм). Таких огромных раков, вполне сопоставимых по своим размерам с морскими омарами, чаще всего вылавливали в Старом Днепре, реке Быстрик и лиманах. В пищу их, как правило, не употребляли, используя для привлечения покупателей – в рекламных целях. Находившиеся в старой части современного Никополя рестораны, столовые и закусочные закупали в больших количествах только «товарных» или «столовых» раков, размером 12-15 см. Самые мелкие из «товарных» раков должны были иметь длину больше вытянутого указательного пальца правой руки (не менее 9,5 см). Более мелких раков относили к «мелкоте», которую надлежало выпустить обратно в реку, дабы немножко подросла. В начале ХХ века только приезжие соглашались купить у местных мальчишек ведро таких раков по цене от 1 до 2 копеек.

 

                                                 

В XIX веке в Днепре еще  встречались раки длиной 9-10 дюймов (более 20-25 см). 

 

  • Летом 1912 года на Никопольском пивоваренном заводе уже существовала футбольная команда, которая проводила тренировки в окрестностях городского общественного пляжа, на острове Орлова. Предприятию также принадлежали 2 небольшие парусные яхты и несколько весельных лодок, на которых в теплое время года за плату катали отдыхающих по Днепру, либо сдавали их в аренду. В те годы катание по Днепру и водные виды спорта были очень популярными как среди никопольчан, так и среди гостей города.
 
Городской пляж на острове Орлова. Никополь, начало ХХ века
 
 
 
Катание на лодке по Днепру. Никополь, 1907 год
 
  • За длительную историю своего существования (с 1888 года и до начала ХХІ века) Никопольский пивоваренный завод прекращал работу всего несколько раз. Впервые это случилось летом 1919 года, по причине приближения к городу линии фронта гражданской войны. Овладевшие Никополем войска Добровольческой армии генерала Антона Деникина возвратили предприятие прежним владельцам, которым удалось не только возобновить производство пива, но и организовать его доставку в близлежащие города. При махновцах (в сентябре-декабре 1919 года) завод снова несколько месяцев не работал, а в январе 1920 года, после вступления в город войск Южного фронта Красной армии, его повторно национализировали и вскоре возвратили в состав действующих предприятий. В следующий раз пивоваренный завод в числе многих предприятий Никополя прекращал работу 17 августа 1941 года, после занятия города гитлеровскими войсками. Немцы, слывшими большими любителями пива, возобновили его работу всего через несколько недель, воспользовавшись советами своих солдат и офицеров, которые до войны имели отношение к пивоваренному производству.

 

 
Никопольський пивоваренный завод. Начало ХХ века
 
  • В ХІХ – начале ХХ века в Никополе существовали местные традиции, связанные с празднованием Крещения Господнего. Утром мужики напротив пристани (в районе современного памятника «Пушка») вырубали из сковавшего днепровские воды льда огромный ледяной крест. Миряне и священники несли его под прославляющие Христа песнопения вверх по улице Херсонской и устанавливали возле Свято-Покровской церкви, где он стоял до самого начала весны. В этот день, как и на Рождество, было принято покупать и дарить родным и близким никопольские фигурные пряники, с пожеланием счастья, достатка и семейного благополучия.  В некоторых селах Никопольской волости (Лапинка, Новопавловка, Сулицкое, Довгалевка) на Крещение устраивали потешные кулачные бои на льду, в которых принимали участие наиболее крепкие юноши и мужчины. Дрались обычно не жестоко, до первой крови, после чего мирились, купались в проруби и мирно расходились по домам.
 
Свято-Покровская церковь. Никополь, начало ХХ века
 
  • В ХІХ – начале ХХ века в Никополе среди развитых местных ремесел значились лозоплетение, художественная ковка и гончарство. Лозоплетение обычно было семейным ремеслом, которым занимались как женщины, так и мужчины. Лозу для изготовления корзин заготавливали в окружающих город Днепровских плавнях. В селах Никопольской волости (Лапинка, Довгалевка) обычно изготавливались большие корзины, с двумя ручками по боках, предназначавшиеся для большого количества рыбы и плодов, а также средние и малые корзины, предназначавшиеся для похода на базар и ярмарку за покупками. Еще в 30-40 гг. ХХ века в Никополе из лозы изготавливали мебель, которая, по отзывам современников, отличалась легкостью, прочностью и надежностью. Артель по изготовлению кованых решеток, оград и балконов в начале ХХ века размещалась в конце улицы Почтовой (в советское время – Комсомольской, ныне – ул. Почтовая). Изделия местных кузнецов украшали купеческие особняки, гостиницы, магазины, частные и государственные учреждения в старой части современного Никополя. Изготовлением горшков и глиняных изделий в начале ХХ века занималась небольшая артель, находившаяся на Новопавловке. С 20-ых годов ХХ века изготовление керамических изделий было налажено на предприятии «Цеглобуд».
 
Кувшин производства предприятия Цеглобуд. Никополь, начало ХХ века

 

  • Любопытно, что проживавшие в селах Никопольской волости чумаки, подобно современным водителям-дальнобойщикам, называли свои транспортные средства фурами. Их также иногда называли просто возами, но, как отмечал исследователь народных промыслов Рябков в труде «Поездка на Запорожье – м. Никополь. 1910 года», слово «мажа», широко распространенное в других местах, было им не известно. По собранным им сведениям, самые большие из изготовлявшихся в Никопольской волости (на Новопавловке) возов вмещали до 120 пудов (1920 кг), а самые маленькие – 60 пудов (960 кг). Наилучшими считались возы на высоких колесах, с широкими ободами, с «мережами на ярмах, полудрабках, люшнях», легкие на ходу, с хорошо сделанными и верно вставленными осями. Большинство возов чумаки делали сами, однако также были известны мастера («Романченко с балки и другие»), которые изготовляли возы из материалов заказчика, за 4-5 рублей. Изготовление воза обычно начинали с молитвы и получения благословения местного священника на работу. Различные части воза изготавливали из разных пород древесины: нижнюю и боковые доски – из сосны, обода, спицы для колес, полудрабки и щабли – из ясеня, крыжовницы – из береста, насадки для колес – из липы. Отличительной чертой никопольских возов было их украшение растительным орнаментом. Кстати, как отмечали посещавшие наши края путешественники, на Новопавловке цветочными узорами было принято расписывать не только чумацкие возы, но и мельницы – как с внутренней, так и с наружной стороны. Как свидетельствуют статистические документы ХІХ – начала ХХ века, среди вовлеченных в чумацкий промысел людей в Никопольской волости преобладали мещане, свободные зажиточные крестьяне, отставные солдаты и потомки запорожских казаков. Наивысший расцвет чумачества наступил после завершения русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Он был связан с интенсивным строительством городов и черноморских портов, развитием земледелия, освоением новых земель и ростом торгового оборота. Со второй половины ХІХ века, в связи с развитием альтернативных способов доставки товаров и началом строительства железных дорог, чумацкий промысел в Никопольской волости постепенно становился все менее выгодным и неуклонно сокращался. Однако, как отмечали многие исследователи, даже в первые годы ХХ века на Никопольщине немалое количество людей все еще продолжало заниматься чумацким промыслом.    

 

 
Запряжённый волами воз в старой части Никополя. Начало ХХ века.

Фото из семейного архива Ольги Куликовой

 

 
Базарная площадь. Никополь, начало ХХ века.
Фото из семейного архива Ольги Куликовой

 

 

 

 

 

 

 

 

Перевод в электронный вид: Позднякова Л.В. 


На нашем сайте Вы можете узнать больше об истории Никопольщины:

 
 
 
 
 
Останнє оновлення на Понеділок, 26 лютого 2018, 16:37
 
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting