PDF Друк e-mail
Жемчужины Украины - Экодизайн
Понеділок, 29 червня 2009, 02:42

Поддубко Л.М.
Дизайнер, преподаватель,
член союза дизайнеров Украины,
руководитель кружка экодизайна
г. Никополь, Украина
Биография
 
Материал предоставлен в авторской редакции
 
Если Вас заинтересовала эта информация
и Вы хотите ознакомиться с ней поподробнее,
обращайтесь к нам


 

Дорогой друг!

Вам представилась уникальная возможность ознакомиться с ПРОБНЫМ УРОКОМ нового учебника - «Азбука дизайнера». В наши дни интерес к вопросам дизайна чрезвычайно велик. Однако широко распространены и ошибочные взгляды на содержание и формы такой работы. Часто они слишком упрощены либо, наоборот, оторваны от реальной практики. Одно бесспорно: время  ДИЗАЙНА  пришло и это прекрасно!

В рамках ПРОБНОГО УРОКА, конечно же, трудно отразить разнообразный материал, представленный в «Азбуке». Однако общее представление о системе работы над учебными заданиями, структуре и программе курса Вы получите. С ознакомительной целью в этот анонс включены ФРАГМЕНТЫ ОТДЕЛЬНЫХ УРОКОВ. Сначала Вы познакомитесь со структурой и особенностями обучения, а затем непосредственно с теоретическим материалом и практическими заданиями. Это позволит Вам представить методику обучения и процесс работы над материалом. Изучение основ дизайна по «Азбуке» сделает Ваш досуг интересным, разнообразным и полезным, а, возможно, станет первой ступенью к овладению будущей профессией, открыв новые возможности и перспективы.

Изучая основы дизайна с «Азбукой дизайнера», Вы не потеряете время зря!
                                                                                                         Автор


ВВЕДЕНИЕ

Поздравляю Вас с возвращением к Азбуке, к началу обучения!
Скажу по секрету: мы с Вами – дизайнеры по жизни! Кто из нас не старается причесаться и одеться к лицу? Кто хоть раз не переклеивал обои и не передвигал мебель в квартире, создавая комфорт и уют? Даже занимаясь каким-нибудь «скучным делом» (учеба, работа), мы всегда стараемся внести в него приятное разнообразие или усовершенствование. А это уже элементы творчества!

«Азбука дизайнера» не только познакомит Вас с понятием «дизайн», с его  историей, специальным языком, основными направлениями, но через практические задания научит  грамотно применять свои знания и умения. Уже существуют хорошие программы по отдельным направлениям дизайна: интерьер, графика, моделирование одежды и проч. «Азбука дизайнера» - это первый учебник для начинающих про ДИЗАЙН ВСЕГО! В ней систематизированы общие правила и понятия, а  упражнения предусматривают несколько вариантов их использования.
Эта «Азбука» не требует особой одаренности с Вашей стороны. Наоборот, она гарантирует всем, кто проявит заинтересованность и терпение, открыть именно их «изюминку», развить воображение, чувство прекрасного и творческие способности. Каждый научится только тому, что пробует сделать сам!

Удачи Вам и за дело! Успех и признание ждут Вас!


ЦЕЛЬ КНИГИ «АЗБУКА ДИЗАЙНЕРА»

«Азбука дизайнера» будет интересна и полезна широкому кругу читателей, пожелавших овладеть терминологией и навыками дизайнирования. Легкий и доступный стиль изложения поможет даже начинающим быстро освоить основы дизайна: на примере проектирования некоторых несложных объектов, пройти все стадии увлекательного и восхитительного процесса воплощения Вашего замысла сначала на бумаге, а затем и в материале.

В ходе выполнения упражнений Вам будет предложено что-то написать, что-то нарисовать, что-то начертить, что-то раскрасить. Кроме того, в каждом задании сделан акцент на направление в дизайне, где полученные навыки находят  практическое применение. Работая над конкретной темой, Вы сможете лучше узнать свои вкусы и наклонности. Это позволит определить, в какой из областей дизайна Вы могли бы продолжить обучение и достигнуть самых ярких результатов?
После основного материала следует его краткое изложение с акцентом на самых важных моментах, а также словарь специальных терминов и вопросы по теме для самоконтроля. Старайтесь всегда на них отвечать не подглядывая!
Поскольку дизайн – это «сфера обслуживания», несомненным украшением «Азбуки» стали разнообразные занимательные тесты. Они помогут Вам в игровой форме овладеть «искусством нравиться», что будет очень полезно при общении с будущими заказчиками.

Ученым не станешь, одолев один лишь букварь. Дизайнер, как любой представитель творческой профессии, учится всю жизнь, повышая свой профессиональный уровень. Главное отличие дизайнера-профессионала от любителя в том, что он хорошо представляет конечный результат своих действий. Определите для себя цель занятий: знакомство с «Азбукой» предполагает не мастерство, но понимание предмета, уважение к профессии.

Итак, за дело! Будьте настойчивы - дорогу осилит идущий!


СОДЕРЖАНИЕ «АЗБУКИ ДИЗАЙНЕРА»

Тема 1. «Что в имени твоем?» или «Маска, я Вас знаю!»
Зарождение и становление дизайна. Основные сведения об организации предметной среды. Взаимосвязь дизайна и изобразительного искусства. Роль технического прогресса в зарождении дизайна.
Тема 2. Цветоведение.
О природе цвета. Солнечный спектр. Характеристика цвета: цветовой тон, насыщенность, светлота. Систематика цветов. Контраст и нюанс. Общие сведения о гармонии цветовых сочетаний. Природный цвет и цвета искусственных материалов. Красители. Основные способы нанесения цвета. Особенности цветовых сочетаний в дизайне, архитектуре, изделиях декоративно-прикладного искусства. Кодирование при помощи цвета. Цвет и психология человека.
Тема 3. Проектная графика.
Общие сведения. Графика на разных этапах проектирования: выполнение поисковых зарисовок, эскизов. Способы изображения в дизайне – аксонометрия и перспектива. Понятия перспективы (линия горизонта, точка схода, точка зрения и др.). Перспектива фронтальная, угловая, кулисная, линейная, воздушная, цветовая. Светотень. Чертежи и наглядные изображения. Масштаб. Сведения об обмерочном проекте.
Тема 4. Композиция.
Понятие композиции. Виды композиции в дизайне. Элементы формообразования (точка, линия, плоскость, форма, пространство). Основные категории композиции: ритм, симметрия и асимметрия, равновесие, статичность и динамичность, контраст и нюанс, пропорции, масштабность.
Тема 5. Художественное конструирование.
Форма. Основы формообразования. Упрощение и обобщение формы. Объемная композиция. Усложнение структуры формы способом «добавления» и «отнимания». Проектирование внешней формы предметов: основы архитектоники, комбинаторики, тектоники. Взаимосвязь пластики объемно-пространственной фигуры и тектоники формы. Бумагопластика. Развертки. Законы формообразования. Категории, свойства и способы композиции в построении объемно-пространственных форм. Единство формы и содержания в художественном конструировании. Образность как один из главных элементов дизайнерской разработки новых форм изделий. Макетирование как вид художественно-конструкторского проектирования. Материалы и инструменты, применяемые в макетировании. Особенности выполнения макетов из бумаги, картона, пенопласта, пластилина, дерева.
Тема 6. Проектирование.
Техническая эстетика. Научные основы дизайна. Требования к продукции. Критерии оценивания промышленного образца. Составляющие элементы предпроектного анализа. Понятие аналога и прототипа. Способы анализа и синтеза информации. Этапы проектирования: эвристический (поиск образа), логический (проверка идеи рациональным путем – функция, композиция, форма, размеры, материал и т.д.), исполнительский (проектная работа – эскизы, технические рисунки, чертежи, поисковые модели, проектная графика, макет или работа в материале, пояснительная записка). Социальное адресование предмета. Система «изделие – человек – среда – общество». Методика оценки эстетических показателей. Реализация художественно-конструкторской разработки. Авторский надзор.
Тема 7. Эргономика.
Предмет и история эргономики. Эргономика как наука. Принципы эргономического анализа. Антропометрическое, физиологическое, эстетическое соответствие между человеком и предметным окружением. Примеры совместной работы эргономиста и дизайнера. Эргономика в нашем доме.
Тема 8. Бионика.
Диалог с природой. Бионика как наука. Основные методы дизайнерской бионики: сравнение принципов и способов формообразования промышленных изделий с живой природой, поиск закономерностей, гармонии между функциональностью и эстетикой, изобретение оригинального, нового решения на основе синтеза природных форм и достижений научно-технического прогресса.
Тема 9. Шрифтовая графика.
История возникновения и развития шрифтов. Типы письменности. Формирование российского гражданского шрифта. Основные типы шрифтов: художественный, наборный, чертежный. Конструкция букв и основные приемы композиции. Геометрическая основа шрифтов. Инструменты и приспособления для разметки и нанесения шрифта.
Тема 10. Промышленная графика и упаковка.
Промышленная графика и графический дизайн. Виды промграфики: фирменный и товарный знаки, пиктограмма, логотип, знаки-указатели, предупреждающие, запрещающие знаки, упаковка, реклама, визуальные коммуникации, цветовое кодирование, сопроводительная документация.
Прикладная графика. Сферы производственной среды, где применяется графика: плакаты-правила безопасной работы, технологические указатели, производственная информация, наглядная агитация. Основные требования к средствам прикладной графики. Место прикладной графики в дизайне бытовой среды.
Из истории развития упаковки. Упаковка времен казачества. Современная отечественная упаковка. Основные функции упаковки: защита продукции, функциональность, информативность, маркетинг, экологичность. Материалы, из которых изготавливают упаковку. Художественно-графическое оформление упаковки. Будущее упаковки (упаковка будущего).
Понятие фирменного стиля. Разработка серии образов связанных с деятельностью фирмы.
Тема 11. Принципы формирования предметной среды.
Дизай-проект комплексное решение формы, пространства, графики и т.д. на высоком эстетическом уровне. Понятие о дизайн-среде, дизайн-программе. Создание дизайн-среды в дизайн-программе.
Основные принципы организации открытого пространства. Особенности ориентирования человека в пространстве. Комплексное обустройство предметной среды. Градостроительный план и дизайн городской среды. Особенности архитектурной графики.
Тема 12. Материаловедение.
Общие сведения о конструкционных и декоративно-отделочных материалах. Классификация материалов. Влияние конструкции и материала на форму предмета.
Тема 13. Дизайн бытовой среды.
Классификация предметного наполнения. Соотношение утилитарных и эстетических свойств предметного наполнения. Стандартизация и вариантность предметного наполнения. Создание ансамбля.
Понятия «интерьер» и «экстерьер». Факторы, влияющие на формирование пространства интерьера. Способы организации внутреннего пространства: композиционные и конструктивные особенности в проектировании интерьеров. Цвет и свет в интерьере. Общее и местное освещение. Понятие о функциональном зонировании. Организация интерьеров жилых помещений. Способы достижения индивидуальности интерьеров разных помещений.
Озеленение помещений.
Этапы проектирования интерьера: знакомство с заданием, определение особенностей (архитектурной формы помещения и основных его зон, стилевого направления решения интерьера, перечня оборудования и пр.), выполнение эскизов и вариантов компоновки оборудования, макетирование, выполнение рабочих чертежей.
Особенности интерьера украинской хаты.
Тема 14. Новые технологии в дизайне.
Понятие о компьютерной графике. История и перспективы развития компьютерной графики. Программы по конструированию. Дополнительное  оборудование для работы с изображением.
Тема 15. Современные тенденции развития дизайна.
Дизайн и современность. Тенденции развития дизайна ХХІ ст.: авангардный дизайн, био-дизайн, стиль «фьюжн», авторский дизайн, футуро-дизайн и пр. Взаимосвязь давних и современных стилей. Понятие «современный стиль».
Дизайн в общеобразовательной школе. Подготовка дизайнеров в высших и специальных учебных заведениях в Украине.
Периодические издания по дизайну.
Тема 16. История предметного мира.
Краткие сведения о наиболее значимых изобретениях человечества в области  строительства, оформления,  меблировки, одежды и о многих других образцах предметной среды.
Пришло время познакомиться с фрагментами некоторых уроков, которые представлены в «Азбуке дизайнера». Обратите внимание на легкий и доступный стиль изложения теоретического материала, достаточное количество примеров и практических заданий, а также на обязательный занимательный элемент, присутствующий в данной методике.



ТЕМА 1: «ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ?» ИЛИ «МАСКА, Я ВАС ЗНАЮ!»

В этой главе мы поговорим о понятии «дизайн»,  о происхождении слова и о смысле, который оно имеет сейчас. Узнаем, где кроются корни дизайна? Определимся, когда следует праздновать рождение дизайна, как вида изобразительного искусства, а когда - как дизайнерской профессии? Разберемся, чем занимается дизайнер? А также, к какой области жизнедеятельности человека следует отнести дизайн? И, наконец, прочтение этой главы поможет Вам правильно ответить на вопрос: «Почему немецкий философ Эммануил Кант назвал предметный мир «второй природой»?»

Представьте себе на минуту, что будет, если в мире вдруг исчезнут все вещи и предметы?.. Опишите эту картину своему другу, а потом спросите, хотел бы он оказаться в такой ситуации? Скорее всего, современный человек, оставшись один на один с матушкой-природой, долго бы не протянул, увы!
Откуда же взялись все предметы, что нас окружают? Они создаются человечеством на протяжении его существования. Уже первобытные люди, чтобы выжить, начали изготавливать одежду, приспособления для охоты и труда, посуду, жилища и пр. Со временем к требованиям полезности и прочности вещей присоединилось понятие их красоты.

В старину, когда изготовление предметов потребления было делом исключительно ручного труда, ремесло и искусство были единым целым. Мастер был одновременно и художником, и техником, и изобретателем. Понятия полезности, прочности и красоты предмета не разделялись. Из истории Вы знаете, что особенным качеством и совершенством отличаются изделия, изготовленные в эпоху средневековья. Именно тогда ремесленники объединялись в Цехи – профессиональные союзы. Это на их пожертвования были возведены величайшие готические соборы, которые сейчас называют «музыкой в камне».
 
Человеческая мысль не стоит на месте. С середины ХІХ века развитие техники и промышленная революция существенно изменили жизнь общества. Сильно выросло городское население, что привело к небывалому подъему строительства. Более эффективное фабрично-заводское производство стало вытеснять с рынка мелкого ремесленника.  Машинное производство удовлетворяло массовые потребности населения в товарах, однако они не отличались большим разнообразием. Пример: на обувной фабрике несколько лет выпускают обувь одной модели. Как долго она будет пользоваться покупательским спросом? Год или два. Причину Вы назовете без труда – не модно! (Придумайте свой пример.)
 
Серийное производство товаров нуждалось в разработке новых принципов оформления, основанных на единстве красоты и удобства. Присмотритесь внимательнее, во что одеты люди вокруг Вас? Надеюсь, в удобные  и красивые одежды! А кто придумал все это разнообразие для нас: швея, директор фабрики  или...? Да, на производство пришел художник, появилась новая профессия - дизайнер. В ХХ веке начали создаваться школы промышленного искусства, и возник новый вид проектно-художественного творчества – дизайн.
 
Дизайн зародился как искусство внешнего оформления, но сейчас его границы значительно расширились. Работая над проектом дизайнерского решения определенного объекта, автору приходится учитывать целый комплекс заданий. Именно дизайнер отвечает за удобство и безопасность эксплуатации предмета, положительное психологическое воздействие на человека-пользователя, эстетику и оригинальность внешнего вида, потребительскую заинтересованность и прочее.

Попробуйте теперь самостоятельно дать определение понятию «дизайн». Просто дословного перевода с английского  («рисунок, проект»), будет недостаточно.

Дизайн – это особая сфера изобразительного искусства, которая проектирует, создает, усовершенствует предметное окружение человека «от иголки до самолета», улучшает качество жизни людей.

Дизайн сегодня стал одним из символов современной цивилизации. Профессия дизайнера очень интересная и перспективная именно потому, что область ее применения так же безгранична, как и предметная среда.

Краткое изложение темы:

-  без предметного окружения невозможно представить нашу жизнь;
- с давних пор, чтобы нормально существовать, человек вынужден создавать полезные вещи;
- на определенном историческом этапе ремесленное производство предметов быта успешно объединяло в себе требования полезности, прочности и красоты;
- дизайн зародился в середине ХIХ века, вместе с распространением машинного производства;
- возникнув как искусство внешнего оформления, в настоящее время дизайн успешно  применяет знания по инженерии, психологии, экологии, маркетингу и проч., но своими корнями прочно связан с изобразительным искусством;
- в настоящее время профессия дизайнера стоит в ряду самых востребованных на рынке труда.     

Вопросы для самоконтроля:
  1. Кто, когда и для чего выдумал все предметы вокруг?
  2. Дизайн как профессия возник в ХХ веке, но уже первобытные люди создавали примитивные предметы быта. Было ли это дизайном?
  3. К какой области жизнедеятельности человека относится дизайн: экология, духовность, предметный мир?
  4. Как Вы считаете, почему немецкий философ Эммануил Кант назвал предметное окружение «второй природой»?  

Словарь:

Дизайн  (англ., «проект, рисунок») – особый вид изобразительного     искусства, который проектирует, создает, усовершенствует предметное окружение. Дизайн улучшает качество жизни людей.
Дизайнер – специалист, работающий в сфере дизайна и обеспечивающий высокие потребительские свойства и эстетические качества изделий и всей предметной среды.
Объекты дизайна – промышленные изделия, элементы и системы любой предметно-пространственной среды.

Занимательный тест:

Предлагаю Вам проверить свои способности к дизайнированию.

№ 1. Обладаете ли Вы нестандартным мышлением? Назовите, долго не раздумывая:

  1. Фамилию русского поэта.
  2. Часть лица.
  3. Какой-нибудь фрукт.

(Результаты см. в конце Темы 1.)

№ 2. На листке бумаги нарисуйте произвольную «каляку». Рассмотрите ее с разных сторон. Дорисуйте изображение до узнаваемого образа, если будет желание, добавьте детали.

Оцените свое произведение:
- основное изображение расположено ближе к середине листа, значит, Вы чувствуете данный формат;
- наличие деталей характеризует Вас, как человека внимательного и наблюдательного;
- изображение выполнено в несколько гротескной форме – Вы дружите с чувством юмора;
- если Ваше изображение имеет непосредственное отношение к предметному миру, Вы – наш человек!
(Если все вышеперечисленное не имеет пока ничего общего с Вашим рисунком, не огорчайтесь: в каждом тесте есть доля шутки, не принимайте его как  окончательный приговор. Любите себя таким, какой Вы есть! Вы – неповторимы, а это очень важное качество в дизайне!)

Ответ к занимательному тесту № 1 Темы 1:
Обычно это «Пушкин, нос, яблоко». Если в Вашем ответе есть отличия, это здорово! Если нет, не унывайте: любые способности можно развить.

 

ТЕМА 2. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ
 
Изучение этой темы не оставит Вас равнодушным. Вы вспомните свой прежний опыт работы красками и приобретете некоторые навыки профессионального использования этого прекрасного  и выразительного художественного материала. Вы напишете собственную картину с романтическим сюжетом. Вы узнаете один из важных секретов, при помощи которых создаются шедевры в  изобразительном искусстве, а также кое-что новенькое о своих старых красках.

Желаю Вам успехов в усвоении этих интересных уроков!
 
 
Урок 2.1.
 
Невозможно себе представить человека, который бы ни разу в жизни не держал в руках кисточку! Жажда творчества и способности к рисованию даны нам от рождения. Другое дело, что любая способность утрачивается, если ее специально не развивать.
 
Краски любят все! Именно они помогают нам полнее отразить все цветовое многообразие окружающего мира, свое отношение к событиям и явлениям, а также поделиться с другими своими фантазиями. Цвет в дизайне – это мощный инструмент психологического воздействия на человека.

 

Практическое занятие (Материал – краски):
 
Сначала проверим Ваше цветовосприятие, а так же вспомним, каким концом надо держать кисточку.
Как у вас со зрительной памятью? Давно Вы любовались закатом, встречали восход солнца? Для успешного выполнения этого задания, пересмотрите иллюстрации и фото на эту тему.
 
Упражнение №1. Способом «акварель по-сырому» (работа по предварительно увлажненной бумаге), начиная сверху и не оставляя пробелов по бокам листа, нанесите разнообразные цветные пятна (от черно-фиолетовых - через синие - к алым и оранжевым). Работайте смело самой большой кистью. Набирая новый цвет, не забывайте хорошо прополаскивать кисть. (Если у Вас гуашевые краски, бумагу смачивать не следует, цвета можно смешивать сразу на листе).
 
Бумагу следует всегда располагать под наклоном, чтобы влага равномерно стекала вниз. Работая акварелью «по-сырому», старайтесь получить легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами между цветами. Пока один цвет еще не высох, рядом с ним накладывайте другой, иногда частично «задевая» предыдущий. Для получения нужных оттенков можно использовать палитру – дощечку для смешивания красок. Постарайтесь, чтобы Ваш «закат» не превратился в полосатый коврик! Излишки воды следует убирать отжатой кистью. Пока бумага просыхает, полюбуйтесь своей работой!
 
Чтобы ваше произведение приобрело завершенный вид, черной краской изобразите силуэтом какой-нибудь пейзаж: деревья, крыши домов, птиц и др. (используйте опять же готовые сюжеты, не стесняйтесь учиться!).
 
Оцените свою работу, поместив на некоторое расстояние, как бы издалека (очень полезная привычка!).  Оказывается, Вы – неплохой пейзажист!

 

ТЕМА 3. ПРОЕКТНАЯ ГРАФИКА
 
Предлагаемая тема будет интересна для Вас! Вы узнаете, какие материалы относятся к графическим и почему. Какие существуют виды рисунка, какие способы изображения используют в дизайне. Вам откроются тайны перспективы - науки, которая считается одним из важнейших достижений эпохи Возрождения. Вы научитесь выполнять чертежи и наглядные изображения объектов дизайна, поймете огромную роль масштабирования и выполните свой первый обмерочный проект.

Итак, сконцентрируйте Ваше внимание и за работу!
 
 
Урок 3.10: Имитация
 
Все предметы, созданные человеком, изготовлены из какого-нибудь материала. Внимательно оглядитесь вокруг. Всегда ли Вам нужно потрогать предмет, чтобы узнать, из чего он сделан? Чаще всего мы определяем материал по внешнему виду, благодаря характерным признакам: окраске, фактуре, текстуре.

Фактура (лат.) – «обработка поверхности», особенности отделки или строения материала. Назовите внешние признаки стекла, меха, ваты, камня, металла. Фактура бывает гладкой или пористой, шероховатой или глянцевой, блестящей или матовой.

Текстура – это внутреннее строение материала (кристаллы, зерна, волокна). Фактуру можно почувствовать «на ощупь», а текстуру пощупать руками нельзя. Она определяется только зрительно. На таблице представлены объекты искусственного и природного происхождения и условная структура (текстура) материала.

Для дизайнера очень важно удачно выбрать материал для своего изделия и уметь изобразить его в эскизе или макете. Для этого служит имитация – искусство подражания, умение с большой точностью воссоздать фактуру разных материалов.  Имитация широко распространена в быту.

Например, искусственный мех, винилискожа, различные пластики. Дерево успешно заменил ламинат, в его основе  - обычные опилки и древесная пыль. А многообразие цветов и текстур достигается за счет пленки или бумаги, воспроизводящей  разные породы древесины. Точно так же создаются поверхности «под камень».

Искусственные материалы, конечно же, уступают по прочности, экологичности и эстетике  природным аналогам, но значительно дешевле, разнообразнее по цвету, легче в обработке, проще в употреблении. За ними – будущее.
 
Вопросы для самоконтроля:
  1. Можно ли изменить текстуру материала?
  2. Можно ли изменить фактуру материала?
  3. Что определяется «на ощупь» - фактура или текстура?
  4. На примере деревянного бруска исследуйте его текстуру: как выглядит рисунок вдоль волокон и поперечный срез?
 
Словарь:
Имитация – искусство подражания.
Текстура – это внутреннее строение материала.
Фактура – внешний вид отделки поверхности какого-либо материального тела.
 
Практическое задание   (Материал – карандаш):
Упражнение № 1. Нарисовать с натуры натюрморт из 2-3 бытовых предметов с разнообразной поверхностью. Передать в рисунке эти особенности.
Упражнение № 2. (Материал – краски)
Выполните 2-4 имитации фактуры древесины. Используйте как образцы мебель из Вашего окружения. Задание лучше выполнять на формате, а затем вырезать наиболее удачный фрагмент и наклеить.
Упражнение № 6. (Материал графический)
Выполните по воображению натюрморт из 2-3 простых геометрических тел. Каждая фигура, фон, основание должны иметь свою фактуру поверхности. Постарайтесь достичь общей гармонии рисунка, ощущения ансамбля.
 
Занимательный тест:
Оглядитесь внимательно вокруг. Перечислите, что в Вашем окружении стеклянное (а также: деревянное, пластиковое, вкусное, бумажное, сладкое, зеленое, шероховатое и так далее)?  Какие материалы – натуральные, а какие только имитируют природные свойства?
Это упражнение развивает наблюдательность и зрительную память. Использование разнообразных фактур и материалов позволяет дизайнеру вносить «изюминку» в традиционные объекты.

 

 

ТЕМА 6: ПРОЕКТИРОВАНИЕ
 
С удовольствием предлагаю Вам очередную тему. В предыдущих разделах Вы изучили ряд важных положений, и теперь можно приступать собственно к проектированию - созданию разнообразных объектов дизайна.
 
В наши дни интерес к вопросам дизайна  чрезвычайно велик. Однако широко распространены и ошибочные взгляды на содержание и формы такой работы. Часто они слишком упрощены либо, наоборот, оторваны от реальной практики. Вам предстоит познакомиться с процессом проектирования, пройдя все этапы при выполнении практического задания. Вы узнаете, чем занимается молодая наука техническая эстетика, в чем смысл и польза анализа, чем аналог отличается от прототипа и кое-что еще.

Желаю Вам усердия в работе и успешного выполнения проектных заданий!
 
 
Урок 6.1.
 
Как Вы думаете, для чего Вы изучали цветоведение, композицию и другие дисциплины? Пришла пора применить свои знания и навыки, создавая полезные в быту предметы. Конечно, большинство вещей сегодня можно купить в магазине, где они представлены, что называется, в ассортименте. Это означает многообразие форм и расцветок для изделий одного наименования.
 
Если Вы хотите быть «как все», существует масса возможностей удовлетворить «любой каприз - за Ваши деньги». Но если Вы желаете стать обладателем чего-то уникального и неповторимого, призываю Вас: самовыражайтесь, в жизни всегда есть место для творчества!

Итак, начиная определенную разработку, прежде всего дизайнер выясняет назначение объекта дизайна или его функцию.  Затем определяет материалы, из которых будет выполнено изделие. Это очень важный момент: благодаря удачному подбору материалов обеспечивается прочность и безопасность в использовании, а также создается форма предметов. И, наконец, проектант думает о привлекательности продукта дизайнирования.   Именно этот вопрос играет важную роль при оценке результатов творчества со стороны.
 
Насколько взаимосвязаны эти понятия, рассмотрим на примерах. Как Вы считаете, кто-нибудь покупает туфли большего размера просто потому, что они красивые? В Вашем гардеробе есть одежда из бумаги? Придумайте свои примеры того, «чего на свете не бывает». (Один японский модельер сконструировал платье для невесты из... туалетной бумаги! За основу своей творческой концепции он взял функциональное назначение объекта – его одноразовое использование.)
 
Определим теперь общие требования к объекту дизайна:
  1. Функциональность (назначение).
  2. Прочность.
  3. Красота.
Совсем не обязательно, что в процессе проектирования дизайнер действует строго по схеме, определенной общими требованиями к объекту дизайна. Все-таки это процесс творческий и художественный образ может сложиться раньше, чем форма или даже назначение разработки. Вспомните такие, ставшие уже классикой, образцы авторского дизайна, как «Стул, символически изображающий красоту линий ног Мэрилин Монро» японца П. Араты или светильники «Кобра» М. Курокавы. Не исключено, что «сначала было слово».
 
«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...» - эта известная строчка Анны Ахматовой как нельзя лучше характеризует процесс творчества в целом и работу дизайнера в частности.

Получив задание на разработку того или иного объекта, дизайнер сначала изучает ситуацию. Для этого Вам будет полезно заполнить таблицу "Техническое условие к проекту":
  1. Название объекта дизайна.
  2. Функция, назначение.
  3. Габариты.
  4. Анализ существующих аналогов (материал, форма, требования техники безопасности и санитарной гигиены, эстетика и пр.).
  5. Требования к объекту дизайна.
  6. Потенциальный пользователь.
  7. Пожелания заказчика (заверяются его подписью).
  8. Финансовые возможности заказчика.
  9. Исполнитель проекта.
  10. Примерная сметная стоимость дизайнерской разработки.

Техническое условие не только конкретизирует работу дизайнера, но и документально подтверждает ответственность заказчика за конечный результат. К сожалению, в жизни бывает всякое. Предлагаемая форма документа позволит Вам не только упорядочить собственные действия, но также избежать многих недоразумений в реальном проектировании, где на равных с Вами присутствует Его Величество Заказчик.
 
После того, как дизайнер выполнил разработку объекта дизайна и имеет его образец (эскиз или макет), следует составить пояснительную записку, которая называется "Техническое обоснование проекта":
  1. Название объекта дизайна.
  2. Функция, назначение.
  3. Габариты.
  4. Требования, которым соответствует объект дизайна.
  5. Потенциальный пользователь.
  6. Обоснование собственного дизайн-предложения (краткая характеристика Вашей разработки: форма, материалы, техника безопасности, эстетика и пр.).
  7. Эскиз или макет в масштабе.
  8. Рабочие чертежи.
  9. Сметная стоимость.

Профессия дизайнера относится к сфере обслуживания, поэтому надо в совершенстве овладеть «искусством нравиться». Вообще умение ладить с людьми пригодится всегда, в какой бы отрасли Вы не трудились. Дизайнер должен не только внимательно выслушать заказчика, но и уметь правильно «расшифровать» его пожелания.
  
Краткое изложение темы:
Слагаемые творчества – знания, практика и художественная интуиция. Практика без знаний, равно как и знания без художественной интуиции обречены на неудачу. Эти неразрывные составляющие важно постоянно развивать.
Самой жизнью сформированы общие требования к объекту дизайна:
  1. Функциональность (назначение).
  2. Прочность.
  3. Красота.
«Функция. Форма. Гармония» - главное правило дизайна, которому подчиняется творческий процесс.
 
Чтобы научиться работать на профессиональном уровне, не забывайте использовать «Технические условия проекта». Это поможет Вам лучше понять тему проекта, сориентироваться в существующей ситуации. При защите Вашей разработки пригодится составленное заранее «Техническое обоснование проекта». Поверьте, Ваш труд будет оценен по достоинству!

Словарь:
Аналог – нечто сходное, подобное чему-нибудь.
Проектирование – дизайн-процесс, который начинается с момента выдачи задания: разработка концепции, анализ объекта, конструирование, макетирование, проектная документация (то же, что и Художественное конструирование – тема 5, урок № 3).
Техническое условие к проекту – документ, который помогает дизайнеру глубже изучить проектное задание.
Техническое обоснование проекта – пакет документов, поясняющий идею дизайнерской разработки и способы ее реализации.
 
Практическое задание:
Упражнение № 1. Тема проекта: «Подставка под горячее».  
Этот полезный предмет найдется в каждом доме. Заполните Техническое условие к проекту (образец см. ниже), изучите существующие аналоги, включая имеющиеся в продаже. Вы удивитесь большому разнообразию конструкций и материалов, которые предлагают коллеги-дизайнеры для этого объекта! Однако совершенству нет предела: советую Вам подумать над использованием природных материалов, а также подручных средств (картон, проволока, пенопласт и пр.).
Техническое условие к проекту (образец):
  1. Название объекта дизайна: подставка под горячее.
  2. Функция, назначение: термоизолятор.
  3. Габариты: не более 200 мм.
  4. Анализ существующих аналогов (материал, форма, требования техники безопасности и санитарной гигиены, эстетика и пр.): выполнить эскизные зарисовки и описание 2-5 подставок.
  5. Требования к объекту дизайна: жаро-, ударо- и влагостойкость, устойчивость.
  6. Потенциальный пользователь: все, кроме детей до 7 лет.
  7. Пожелания заказчика (заверяются его подписью): чтоб было прочным и украшало кухню, можно  - с национальным колоритом, с юмором.
  8. Финансовые возможности заказчика: средние.
  9. Исполнитель проекта:
  10. Примерная стоимость разработки: в пределах цен на аналоги.

Придумав и изготовив собственную разработку, не поленитесь и выполните в полном объеме Техническое обоснование проекта. Как говорится,  тяжело в учении – легко в бою!
 
Подарите свое изделие любимой женщине: каждый раз, используя подставку по назначению, она будет вспоминать Вас с благодарностью!
   
Занимательный тест:
Притча, определяющая суть дизайна (по ее прочтении постарайтесь ответить на вопрос, о каких видах изобразительного искусства рассказывается в этой легенде)?
 
Один бедный старик делал ножи для чистки картофеля и продавал их на рынке в маленьком городке. Со временем рынок насытился, и ножи перестали покупать. Старик обратился за помощью к  знакомому художнику. Мастер покрасил нож, сделал его нарядней. Несколько ножей удалось продать, но не более того.
 
Старик обратился к другому художнику. Тот изменил форму ножа, сделал его значительно удобнее и, отказавшись от декора, покрасил нож в цвет картофельных очистков. Обновленное изделие привлекло внимание покупателей. Ножи нравились, их охотно покупали, к ним привыкали и… их выбрасывали: случайно, вместе с очистками. Спрос на ножи очень возрос. Так художник помог старику жить в достатке.
 
Вопрос: В каком виде искусства работал каждый художник? Назовите их профессии.

 

 

 В случае использования материалов этого сайта ссылка на сайт обязательна
Останнє оновлення на Неділя, 27 лютого 2011, 12:10
 
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting