Во саду ли, в огороде...

Сейчас на сайте

На даний момент 321 гостей на сайті
Besucherzahler singles
счетчик посещений



Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
Экодизайн
PDF Друк e-mail
Жемчужины Украины - Экодизайн
Неділя, 15 лютого 2009, 14:03

Поддубко Л.М.
Дизайнер, преподаватель,
член союза дизайнеров Украины,
руководитель кружка экодизайна
г. Никополь, Украина
Биография
 
Материал предоставлен в авторской редакции
 
Если Вас заинтересовала эта информация
и Вы хотите ознакомиться с ней поподробнее,
обращайтесь к нам



 
Комбинаторика как средство экологического воспитания школьников
в условиях внешкольного образования

Педагог-дизайнер анонсирует авторскую методику экологического воспитания школьников с использованием элементов комбинаторики.
Педагог-внешкольник всегда находится в постоянном поиске новых форм поощрения детей к занятиям в кружке во время досуга. Это и посещение галерей и выставок, и участие во всевозможных конкурсах, и создание доброжелательной атмосферы во время учебы, и уважительное отношение педагога к каждому отдельному ребенку, и всесторонняя поддержка инициативы воспитанников, и заинтересованное отношение к их личным проблемам, и постоянная связь и работа с родителями. На занятиях в кружке, которые проходят во внеурочное время, объединяются элементы игровой, познавательной, коммуникативной, теоретической и трудовой деятельности. В Никопольском межшкольном центре трудового обучения и технического творчества, что на Днепропетровщине, экологическое воспитание школьников осуществляется методами и средствами дизайна, то есть через творческую деятельность воспитанников кружка дизайна. Руководителем кружка составлено несколько оригинальных методических разработок, в которых упор сделан на утилитарное, практическое познание мира. Перерабатывая, используя в новом качестве старые вещи и предметы, дети одновременно учатся бережному отношению к окружающей среде, противостоят загрязнению своего дома, двора, города.

Методическая разработка «Бумажные преобразования» является составной частью авторской программы «Кружок экодизайна» (2007), которая была разработана в соавторстве с Заслуженным художником Украины, член Национального Союза художников Украины, доцентом кафедры дизайна Запорожского Национального технического университета Демиденко Александром Ивановичем. Программа кружка экодизайна предусматривает создание учащимися полезных самоделок из подручных материалов, то есть использование в качестве сырья вещей, которые обычно подлежат утилизации. В отличие от существующих программ для кружков дизайна, акцент делается на воспитание у учащихся способности именно к утилитарному познанию мира с дальнейшим его преобразованием.

В методической разработке «Бумажные преобразования» отдельные темы занятий представлены в виде мини-модулей. В этом же стиле раньше была включена методическая разработка «Бионика», которая была отмечена в 2006 году Дипломом и Степенью Главного управления образования и науки Днепропетровской госадминистрации и внесена в информационно-методический журнал «Сельская школа Украины» (№ 1, 2007). Такая форма преподавания кажется автору более современной, более присущей существующим реалиям внешкольного образования и воспитания, в отличие от традиционного конспекта занятия в кружке или урока.

В начале темы воспитанники знакомятся с целым рядом упражнений: от простых до сложных. Для этого в аудитории кружка есть несколько постоянных экспозиций с детскими самоделками. Правилом является то, что нельзя забегать вперед, не выполнив одно из упражнений. Руководитель кружка объясняет, почему не желательно обходить некоторые самоделки: если есть цель научиться, а не только «сделать и забыть», то постоянно тренируясь, закрепляются полезные навыки.

Благодаря этой методике, каждый ребенок выбирает комфортный, присущий именно ему ритм работы, а педагог имеет возможность обеспечивать индивидуальный подход в обучении. Каждый мини-модуль в «бумажных преобразованиях» нацелен на изучение соответствующего этапа изготовления конечной самоделки. По окончании каждого изделия ребенок не только получает интересную самоделку, но приобретает и закрепляет новые умения и навыки.

Термин «комбинаторика» переводится с латинского языка как «соединение, комбинация». Все предложенные автором самоделки выполняются из одинаковых элементов, т.е. «базовых модулей», которых для составления используется очень много. Например, кольцо сделано более чем из 100 бумажных модулей.

Составление базовых модулей является очень полезным упражнением для развития мелкой моторики рук ребенка. Практическим путем в кружке найден оптимальный размер бумажного модуля - это 1/8 часть формата А4. Получаем ее путем сгибания и нарезки обычным ножом. Эту операцию, при соблюдении правил безопасности, под силу выполнить уже учащемуся 3 класса. Благодаря тому, что надо составить несколько десятков модулей, одновременно воспитывается настойчивость и трудолюбие. Учащиеся начального уровня (1 год обучения) способны выполнить самоделку «Кольцо» за 1-2 занятия. К тому же они учатся делать «шею» для самоделки «Лебедь».

«Яйцо» - это уже объемная форма. Это изделие выполняется детьми с целью обязательного преобразования или в птицу, или в зверька или какой-нибудь фрукт, то ли на что-то совершенно фантастическое (например, сказочный персонаж из мультфильма «Большое Ухо»).

Поскольку базовые модули, из которых выполняются все самоделки, держатся без клея, только за счет «карманного соединения», всегда есть соблазн использовать их снова и снова. Разбирать или сохранять законченные изделия, решает каждый учащийся самостоятельно. Цель их создания является чисто учебной. Практическим путем кружковцы выяснили, что количество модулей, сделанных для «Кольца», является недостаточным при выполнении самоделки «Яйцо». Они пришли к выводу, что самая сложная самоделка - это «Лебедь», что она нуждается в наибольшем количестве модулей и большем терпении. Воспитатель не скрывает, что при работе над «Лебедем», когда не хватит модулей, то можно будет разобрать предыдущие изделия, если таковые имеются. Обычно дети ценят свою работу.

Несомненным новшеством руководителя кружка экодизайна является использование старых журналов в качестве сырья для самоделок. Кстати так называемые «глянцевые журналы» является не очень подходящими для выполнения работы, несмотря на их привлекательную декоративность. Наилучшей является бумага, плотность которой равна 80 g/m 2. Это обычная бумага для ксерокса. Ее часто используют для печати рекламной или временной информации. Когда бумага выполнит свои функции, возникает необходимость ее утилизации. Кружок экодизайна на практике воплощает идею переработки, вторичного применения такого ценного материала, как бумага, тем самым способствует сохранению и очистке окружающей среды.

На занятиях в кружке экодизайна господствует правило: «Научился сам - научи другого». Иногда бывает, что младшие дети консультируют старшеклассников. При этом создается очень теплая атмосфера общения.

Вообще-то при практической работе с детьми во внеурочное время уже давно нельзя придерживаться возрастного распределения групп. На то есть очень веские объективные основания. Во-первых, количество детского населения школьного возраста в Украине очень уменьшилась. Это общеевропейская тенденция. Во-вторых, детей активных и желающих заниматься, всегда было меньшинство, в сравнении с общим количеством школьников. В-третьих, современные дети - это очень занятые люди: посещают несколько кружков, студий или специализированных школ, не говоря уже о занятиях с репетиторами. О зависимости от компьютера не нужно и вспоминать. Ученики сами выбирают дни и часы для посещения кружка.

В этих условиях, главный смысл работы руководителя кружка - это встретить каждого с радостью, помочь при усвоении любых навыков, выслушать о наболевшем или разделить радость, поддержать советом в сложной жизненной или школьной ситуации. Таким образом, современное внешкольное образование в своей работе должно делать акцент на воспитательные функции. Это такой себе «остров релаксации для учащихся», который дополняет собой школьное обучение.

Загрязнение воздуха, земли, воды стоит человечеству слишком дорого. Но мы должны очистить нашу окружающую среду. На занятиях в кружке экодизайна воспитанники знакомятся с деятельностью Международного экологического движения "Clean Up the World" - «Делаем чистым мир» и его подразделением «Чистая Украина - чистая Земля». Мусор не существует - все можно переработать или утилизировать. Отчасти этому будет способствовать работа кружка экодизайна, где дети учатся бережному отношению к окружающей среде. Если население не воспитывать в этом направлении, никакие государственные программы, никакие расходные проекты не помогут избежать экологической катастрофы. Тогда действительно сбудется пророчество знаменитого физика Нильса Бора: «Человечество не погибнет в атомном кошмаре - оно задохнется в собственных отходах».



Литература
  1. Концепция экологического образования /Директор школы, - 2002.  - № 16. - Апрель.
  2. Концепция Государственной целевой программы развития национального дизайна на 2007-2011 годы (Проект)
  3. Сайт Союза дизайнеров Украины http://www.design.org.ua/documents.php п. 3.6.
  4. Божко Ю.Г. Основы архитектоники и комбинаторики формообразования. – Харьков: «Висшая школа», 1984  


В случае использования материалов этого сайта ссылка на сайт обязательна  
Останнє оновлення на Четвер, 08 жовтня 2009, 13:46
 
PDF Друк e-mail
Четвер, 04 грудня 2008, 08:35

Поддубко Л.М.
Дизайнер, преподаватель,
член союза дизайнеров Украины,
руководитель кружка экодизайна
г. Никополь, Украина
Биография
 
Материал предоставлен в авторской редакции
 
Если Вас заинтересовала эта информация
и Вы хотите ознакомиться с ней поподробнее,
обращайтесь к нам


 

 
Основы дизайна
 
Кружок "Основы дизайна" был основан в межшкольном центре в 1992 году Поддубко Лилией Михайловной.

Затем руководителем была Попова Елена Александровна.

С 2003 года клубом руководит Поддубко Лилия Михайловна.

Кружок имеет не только учебное, но и воспитательное и развивающее значение. Методика обучения основам дизайна воспитывает у учащихся ассоциативное мышление, дизайнерский подход к объекту, вдохновение к поиску наиболее удачных решений для его разработки и изготовления, формирует навыки самообразования, расширяет кругозор, развивает эстетический вкус. Привлечение школьников к знаниям о дизайне, важное как для будущих специалистов, так и для потребителей продукта этого вида деятельности.

Кружковцы постоянно посещают выставки художников в нашем городе, принимают активное участие в городских выставках детского творчества, в областных выставках.

В областном конкурсе "Юный дизайнер-2006" воспитанники кружка заняли призовые места:

I место - Савчишина Ирина ( "Дизайн игрушки")

II место - Блащук Ольга ( "Малые архитектурные формы).
 
 
Во время занятий. г. Никополь. 2005 г.
 
 
 
Дружеское общение.  г. Никополь.  2007 г.
 
 
 
 Коденко Анна в творчестве.  г. Никополь.  2007 г.
 
 
 
 На занятии в кружке экодизайна. г. Никополь.  2007 г.
 
 
 
Рабочий момент. г. Никополь. 2007 г.
 
 
 
Творческий беспорядок.  г. Никополь.  2007 г.
 
 
 
Минутка на чаепитие.  г. Никополь.  2007 г.
 
 
 
 Страусенок.  2002 г.
 
 
 
 Елочные украшения.  2002 г.
 
 
 
Веселый гном. 2006 г.
 
 
 
Двуликий Янус.  2006 г.
 
 
 
Масяня, кукла-тренажер.  2006 г.
 
 
 
 Мы - призеры. г. Днепропетровск. 2006 г.
 
 
 
Наш город. Панно. г. Никополь. 2006 г.
 
 
 
Кристина и ее рыбка. г. Никополь. 2007 г.
 
 
 
 Сивоконь Вика и ее рыбка. г. Никополь. 2007 г.
 
 
 
Конкурс юных дизайнеров. г. Днепропетровск. 2006 г.
 
 
 
Персональная выставка Роговой Анны. г. Никополь.  2007 г.
 
 
 
Персональная выставка Харитовой Любови. г. Никополь. 2007 г.
 
 
 
 
 
В случае использования материалов этого сайта ссылка на сайт обязательна
Останнє оновлення на Четвер, 08 жовтня 2009, 13:52
 
PDF Друк e-mail
Жемчужины Украины - Экодизайн
Понеділок, 29 червня 2009, 02:17

Поддубко Л.М.
Дизайнер, преподаватель,
член союза дизайнеров Украины,
руководитель кружка экодизайна
г. Никополь, Украина
Биография
 
Материал предоставлен в авторской редакции
 
Если Вас заинтересовала эта информация
и Вы хотите ознакомиться с ней поподробнее,
обращайтесь к нам

 
 
О состоянии начального дизайн-образования в Украине
(анализ современного состояния допрофессионального образования школьников по основам дизайна)
 
В наше время вопрос дизайна вызывает не абы какой интерес. К тому же широко распространены и ошибочные суждения относительно содержания и формы такой деятельности. В основном они являются весьма упрощенными или, наоборот, оторванными от реальной практики. В одном нет сомнений: настало время ДИЗАЙНА и это замечательно!

О необходимости начального дизайн-образования в Украине речь идет еще с 80-х годов прошлого столетия. В 1989 году в одной из харьковских общеобразовательных школ было введено преподавание дизайна. Больше года кафедрой дизайна Харьковского художественно-промышленного института (сейчас это Государственная академия дизайна и искусств) проводился эксперимент по внедрению дизайн-образования в школе. Работа с детьми шла в рамках республиканской программы «Дизайн и школа». Преподавательским коллективом под руководством профессора академии, кандидата искусствоведения, члена Союза дизайнеров Украины Бойчука Александра Васильевича была разработана экспериментальная программа «Школа дизайна», которая имела двухуровневый характер воплощения: по сокращенному (шестилетнему) и полному (одиннадцатилетнему) циклу обучения. Занятия проводились два раза в неделю по 2 часа. К сожалению, интересный опыт так и остался на стадии эксперимента.

Идея создания начальной степени дизайнерского обучения, которая включала в доступной для детей форме принципы Харьковской школы дизайна, пошла в массы. В начале 90-х годов в Украине активно начали открываться кружки дизайна не только в областных городах, но и на периферии.  Этому способствовало и то, что слово «дизайн» стало модным, было у всех на слуху. Именно в 1991 г. в г. Никополе, на Днепропетровщине, на базе Межшкольного центра трудового обучения и технического творчества начал свою работу кружок «Основы дизайна и изобразительной грамоты».

На каком же уровне находится дизайн-образование школьников в XXI ст. Кажется, на том же, на нулевом, хотя сама жизнь подтвердила большую потребность в начальной допрофессиональной подготовке молодежи. О необходимости «включения дизайна в образовательные программы на всех уровнях, начиная с дошкольного», подчеркивали ведущие теоретики и педагоги-дизайнеры. И сегодня с высоких трибун звучат все те же «прогрессивные призывы», но воз и до сих пор не сдвинулся с места, хотя некоторая работа в этом направлении все же ведется.

Со временем очаги начального дизайн-образования сосредоточились по внешкольным учебным заведениям образования в виде кружков дизайна, бумагопластики, моделирования одежды и т.д. Поскольку дизайнеры, имеющие специальное образование, очень неохотно идут работать внешкольно, по причине самой низкой зарплаты среди педагогов. Преподавателями и руководителями кружков дизайна чаще всего становятся учителя и производственники - по необходимости. Но те, кто остается в деле начального дизайн-образования, со временем превращаются в настоящих энтузиастов своего дела, начинают составлять программы, наглядные пособия, разработки отдельных занятий и т.п.

Вот уже более 20 лет Никопольский межшкольный центр успешно объединяет два отдела: трудового и технического творчества (бывшие УВК и Станция юных техников). Администрация центра старается создать максимально благоприятные условия для творческих экспериментов педагогов, используя все возможные стимулы для поощрения сотрудников. Некоторое время в центре существовало такое инновационно-технологическое направление, как профиль «Основы дизайна».  Преподавателями Поддубко Л.М. и Чернявской Т.И. была создана «Программа трудового обучения для учащихся 10-12 классов общеобразовательной средней школы. Профиль - основы дизайна». Это авторское предложение для изучения дизайна в школах. Курс «Основы дизайна» имеет не только образовательное, а также воспитательное и развивающее значение. Курс «Основы дизайна» имеет не только учебное, а также воспитательное и развивающее значение. Программа знакомит учащихся с основными направлениями деятельности дизайнеров, развивает практические навыки художественного конструирования и проектирования, способствует развитию творческих способностей, нестандартного мышления, формирует эстетическую и общую культуру школьников. К сожалению, демографическая ситуация, которая сложилась в стране, приостановила дальнейшее развитие этого прогрессивного направления.

Сейчас особенно остро ощущается отсутствие методических разработок, адресованных преподавателям основ дизайна, где бы в популярной форме рассматривались стержнем теоретические вопросы и методы их применения в работе с детьми школьного возраста.  Учителями-дизайнерами уже накоплен некоторый опыт, но проанализировать его довольно трудно, потому что он никем не изучается и никак не обобщается. Методические разработки, которые направляются на конкурсы, бесследно исчезают и обычно не рецензируются.  Так же неудачно для соавторов закончилась попытка сотрудничества с одним из научных сотрудников Института педагогики АПН Украины.

Поддубко Л.М. составлено несколько наглядных пособий, вышедших в свет в периодических образовательных изданиях Украины. Это фрагменты «Азбука дизайнера» («Пробный урок»), которые были напечатаны в журнале «Трудовая подготовка в учреждениях образования» (№ 4, 2006) и на страницах информационно-методического журнала «Сельская школа Украины» (№ 3, 2007). К тому же, «Бионика» (ряд занятий по биодизайну) напечатана в информационно-методическом журнале «Сельская школа Украины» (№ 1, 2007), авторская программа «Кружок экодизайна», которая была написана вместе с Заслуженным художником Украины, членом Национального Союза художников Украины, доцентом кафедры дизайна Запорожского национального технического университета Демиденко Александром Ивановичем в 2007 г. Программой «Кружок экодизайна» заинтересовалось ООО «Янус», что в Санкт-Петербурге, в лице Генерального директора Васильева В.Е., координатора проекта «ЕкоТехноЕкономика». В качестве информационной поддержки они разместили анонс программы на своем сайте www.ecoteco.ru в разделе «Библиотека». В рамках программы «Кружок экодизайна» автором составлены наглядные пособия «Бумажные преобразования» (цикл занятий по комбинаторике для экологического воспитания в кружке дизайна) и «Вперед в прошлое» (экологическое воспитание с элементами этнодизайна). Они представлены на сайте Библиотечно-информационного центра «Слово», страница «Жемчужины Никопольщины»., раздел "Экодизайн" Подобные наработки, вероятно, найдутся в столе каждого преподавателя по основам дизайна. Их ждут педагоги-внешкольники и учителя-дизайнеры.

Практическая деятельность является постоянным источником для преподавательского творчества. Методическая разработка «Дизайнерская композиция» возникла во время подготовки одной школьницы-выпускницы к вступительным экзаменам в высшее учебное заведение. Поскольку перед тем девушка прошла полный курс художественной подготовки в Школе искусств г. Никополя в классе выдающегося педагога, отличника образования Украины, учителя-методиста высшей категории Дробот Татьяны Ефимовны, работать с ней было легко. Ученица хорошо ориентировалась в понятиях и терминологии изобразительной грамоты, проявляла горячую заинтересованность и жажду к новым знаниям. В какой-то степени это и явилось стимулом для появления этого произведения.

Наглядное пособие «Дизайнерская композиция» состоит из двух блок-модулей: «Дизайнерская композиция в мировоззренческом контексте» и «Составляющие дизайнерской композиции». В свою очередь к содержанию блок-модулей входят 7 мини-модулей, которые последовательно раскрывают обозначенные темы. Такая форма преподавания кажется автору более современной, более присущей существующим реалиям внешкольного образования и воспитания, в отличие от традиционного конспекта занятия в кружке или урока. Внешкольное образование - это свободный и самостоятельно выбранный путь детей, самореализация в не заданными жесткими пределами, сроками, темпами, результатами. Для каждого ребенка, как и для педагога, обучение во внеурочное время неразрывно связано с развитием уникально неповторимых свойств каждой отдельной личности, с ее самоопределением, самореализации.

Целью пособия «Дизайнерская композиция» является научить учащегося формулировать проблему, самостоятельно строить алгоритм, последовательность ее решения, чтобы в конце работы получить качественный продукт дизайнерской деятельности. Преподавание материала построено на сравнении и поиске отличий дизайнерской композиции от классической, которая является стержнем изобразительного искусства.

Поскольку терминология дизайна на данный момент находится на стадии образования, в руководстве сделана попытка дать толкование стержневых профессиональных понятий, категорий и определений. В методической разработке «Дизайнерская композиция» материал представлен на популярном языке, адаптированном к восприятию ребенком школьного возраста. Очень помог в работе «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, а также учебники по дизайну Ю.Г. Божка, И.Т. Волкотруба, В.Я. Волкотруба, В.Я. Даниленко, Т.В. Даниленко, Т.В. Костенко, П.Є. Костенко, П.Е. Шпари, И.О. Розенсона. Опираясь на статьи про зарубежный опыт дизайн-образования школьников, которые были написаны в разные годы журналом «Техническая эстетика», и собственный более чем 10 летний опыт преподавания основ дизайна, автор предлагает свой вариант определения некоторых профессиональных терминов. Например, к средствам дизайнерской композиции не отнесены такие понятия, как линия, штриховка, пятно (тон, цвет), светотень, перспектива, гармоничная целостность. К категориям и качеству предложено включить понятие формы и формата, открытости или закрытости композиции, ритмичное построение произведения, его симметричность или ассиметричность, статичность или динамичность, а также термины «масштабность», «пропорциональность», «уравновешенность», «контраст» и «нюанс». Намеренно не рассмотренные в рамках данного наглядного пособия такие категории, как освещенность, фактура, цвет, размер, конструкционные и отделочные материалы и некоторые другие.
Это сделано, с целью вдохновить подростка на собственный поиск. По известному выражению Артура Шнабеля, «роль педагога состоит в том, чтобы раскрыть двери, а не проталкивать в них ученика».

Отдельной составляющей в пособии рассмотрены элементы формообразования дизайнерской композиции, сделана попытка дать собственное толкование понятию «объект дизайна».  Необходимость формирования именно дизайнерского мышления рассмотрены в отдельном мини-модуле, поскольку его почти не развивают в традиционных художественных школах.  Автор не претендует на научность работы, а лишь делает попытку обобщить существующие методики, с целью использования их в практической работе. Наглядное пособие «Дизайнерская композиция» может быть использовано учителями-руководителями кружков дизайна, а также теми, кто действительно интересуется художественно-проектным творчеством.

Научным руководителем наглядного пособия «Дизайнерская композиция» является Демиденко Александр Иванович - Заслуженный художник Украины, член Национального Союза художников Украины, доцент кафедры дизайна Запорожского национального технического университета.  Особой благодарности заслуживает человек, который, несмотря на всю свою занятость, находит время для кураторской деятельности в области начального дизайн-образования. Такая авторитетная поддержка вдохновляет на новые свершения. Сегодня как никогда нужно на государственном уровне объединять и исследовать творческий потенциал педагогов-практиков ради дальнейшего развития начального дизайн-образования в Украине.

Ждем отзывы об этой статье от единомышленников, всех тех, кого действительно волнует вопрос непрерывного дизайн-образования, кто имеет интересный практический опыт в этой области.


 Литература
 
  1. Комплексная программа художественно-эстетического воспитания учащихся в общеобразовательных и внешкольных учебных заведениях/Приказ МОН Украины и АПН Украины от 25.02.2004 г., № 151/11
  2. Концепция Государственной целевой программы развития национального дизайна на 2007-2011 годы (Проект), п. 3.6/Сайт Союза дизайнеров Украины, http://www.design.org.ua/documents.php.
  3. Бойчук А.В., Шмалько И.С. Первые шаги в дизайне/Опыт работы ХХП в рамках республиканской программы "Дизайн и школа". - Харьков, 1989 г.
  4. Сидоренко В. Ф. Пути перестройки образования./ Техническая эстетика, 1990, № 1.
  5. Поддубко Л. М. Дизайн-образование в школе. / Искусство и Образование, 2002, № 2.
  6. Поддубко Л. М. Сделаем открытие!/Трудовая подготовка в учреждениях образования, 2008, № 3.
  7. Поддубко Л. М. Экологическое воспитание школьников средствами дизайна/ Искусство и Образование, 2008, № 3.

 
 
В случае использования материалов этого сайта ссылка на сайт обязательна 
Останнє оновлення на Четвер, 08 жовтня 2009, 13:44
 
<< Початок < Попередня 1 2 Наступна > Кінець >>

Сторінка 2 з 2
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting