PDF Друк e-mail
Четвер, 10 вересня 2009, 02:57
Варивода Л.П.
Заведующая отделом истории запорожского казачества
Никопольского краеведческого музея
г. Никополь, Украина
Биография

Материал предоставлен в авторской редакции


 

Старожитности Сечевой Покровской церкви
в коллекции Никопольского краеведческого музея 
 
Запорожские казаки были верующими людьми и сурово придерживались православия. С 1734 года и до конца существования Новой Сечи в пределах вольностей Войска Запорожского действовали 44 церкви.

Церковный интерьер и внутреннее убранство отображали отношение запорожцев к церкви.

Каждый умирающий казак, если имел при себе крестик, иконку или был пожалован царской медалью, непременно отписывал все это церкви.

По народным обычаям мореплаватели, раненые и больные казаки любили делать обеты и в случае спасения от опасности, удачи или выздоровления приносили в дар церкви серебряные крестики, бляшки с изображением святых, чарки, сосуды и т.д. Поэтому запорожские церкви всегда имели богатое убранство. Самая богатая из них была Покровская Сечевая церковь.

Покровская Запорожская церковь, которая была на последней Новой Сечи разукрашивалась за счет Коша и личных вкладов запорожцев.

Своей внутренней отделкой и драгоценностями Покровская Сечевая церковь могла посоревноваться с ризницей Киево-Печерской лавры.

В середине церкви зрителя поражал многоярусный иконостас с церковными вратами "в косую сажень" отлитыми из чистого серебра и позолоченными.

Иконы горели золотой отделкой и были написаны лучшими византийскими и украинскими художниками. Ризы были кованы золотом. Книги были обложены массивным серебром с драгоценными камнями. После разрушения Новой Сечи часть церковной одежды, книг, хоругвей была подарена Потемкиным соборной церкви в г. Николаеве, а часть ризницы всегда хранилась при князе и была найдена в его доме после его смерти.

Об этом пишет историк Скальковский в своей "Истории Новой Сечи". После уничтожения Запорожской Сечи и разрушения Сечевой церкви часть ее имущества по распоряжению губернатора Новороссийского края М.Д. Языкова была перенесена в Никопольскую Свято-Покровскую церковь, благодаря ходатайствам ее ктиторей братьев Ивана и Якова Шиянов.
 
 
Никопольский Свято-Покровский собор (1795-1934 гг.)
 
 
Описание этих церковных вещей дает Д.И. Яворницкий в работе "Запорожье в останках старины и преданиях народа" т. ІI, а также никопольский священник протоерей Иоанн Карелин в "Записках Одесского общества истории и древностей".

Как свидетельствует описание церковных старожитностей Никопольского музея с 1919 - конец 20-тых годов, они были переданы в середине 20-тых годов из Никопольской Свято-Покровской церкви, которая принадлежала к УАПЦ, в краеведческий музей.

Самый давний запорожский экспонат музея - крест из Никитинской Сечевой церкви. Крест железный кованый. Вверху изображение солнца, внизу - перевернутый полумесяц.

Изображения символические: солнце - символ христианской православной веры запорожских казаков, полумесяц - символ мусульманской веры врагов запорожцев - турков и татар.

Уникальным является аналой из Олешковской Сечи (подставка для чтения Иеванегелия), подаренный запорожцам константинопольским патриархом в во время пребывания в подданстве Турции.

Аналой изготовлен из дерева, что на арабском языке называется "абонос" - черное дерево. Инкрустирован черепахой, слоновой костью, речным перламутром. Д.И. Яворницкий пишет, что этот аналой принадлежит вплоть до времен известного проповедника Иоанна Златоуста.

К уникальным старожитностям из Покровской Сечевой церкви принадлежит икона с кипарисовым крестом. Икона представляет тип иконы-ставротеки, хранилище креста. Основа иконы серебряная овальная пластина (таблица) в центре. Таблица и крест двусторонние, рассчитанные на круговой обзор. Икона расположена в резном золоченном киоте, который имеет форму портретной рамы с внутренним овальным вырезом. Киот двойной двусторонний. Икона вкладная, датированная 1747 г., о чем свидетельствует разная надпись по периметру овала с обратной стороны.
Текст вкладной надписи: "Сия таблица до Храму Покровы Пресвятыя Богородицы сооружена коштом всего войска Запорожского. А старанием ктитора Павла за Атамана кошового Павла Козилецкого в 1747 году месяца октября 2 дня". Шрифт надписи - кириличный.
Вкладной кипарисовый крест украшен барельефной резьбой, составленный. На главной стороне креста - изображение (распятие Господнее) на перекладинах в медальонах - сюжеты страстей Христовых: моление о чаше, несения креста, чаша Господня с Богоматерью и Иоанном.

На обратной стороне Креста - изображения во весь рост Богородицы с Богоноворожденным на левой руке, а в медальнице - введение в храм, Рождество Христово.

Вкладной крест к иконе - за своими художественными достоинствами является выдающимся произведением украинского барокко. Есть предположение, что это работа столичного киевского мастера.

Крест - это хранилище святых частей Христа, на котором был распят Спаситель. Об этом свидетельствует надпись "В сем кресте животворящее древо".

Таблица - это овальная двусторонняя пластина, в центре - вырез под крест. Изготовлена из толстолистового серебра. В подножие креста слева - Мария и Мария Магдалина, справа - Святой Иоанн Богослов. Внизу - Ангел, который восседает на гробу Господнем. По обе стороны Креста - херувимы, по три с каждой стороны. На обратной стороне - сверху Бог Отец, ниже слева - царь Константин и мать его Елена, справа – святой Макарий, под крестом - святой архистратиг Михаил. Крест с главной стороны иконной пластинки оправлен серебряной позолоченной оправой по форме. На оправе - московское городское клеймо 1856-1880 гг. Шифр пробирного мастера между 1856-1884 гг. Оправа и ее декор выполнены скорее всего на собственные средства богатого никопольского мещанина.

Тогда же была изготовлена двойная рама-киот. Оправа по периметру украшена зелеными, красными и бесцветными стразами в количестве без потерь. В середине креста припаяны угловые накладки из серебра в виде лучей. На лучах в гнезда посажены бирюзовые и бесцветные вставки.

Киот-рама прямоугольной формы, двойная, открывающаяся, на петлях, закрывается на запор. Вырез овальный. С обеих сторон киот украшен горошчатым рельефом штапиком. По левкасу сусальная позолота с обеих сторон. Внутренние части не окрашенны. Торцы окрашены под лак. Конструкция киота представляла собой заклеенный двойной пакет. Изготовлен одновременно с оправой креста во второй половине ХІХ века.
По легенде икона с кипарисовым крестом была принесена запорожскими казаками из Иерусалима во время пребывания их в Турции (1709-1734 гг.).

Представляет интерес небольшой напрестольный кипарисовый крест из церковных старожитностей. Крест украшен серебром и имеет такую надпись: "Сей крест с мощами святых отцов Печерских Лаврентия и Силуяна Кущевского куреня Войска Запорожского казака Лаврена Горба". Год не указан.

На средства казака Тимошевского куреня Иоанна Гаркуши изготовленная плащаница из Покровской Сечевой церкви, сшитая из двух бархатных тканей черного и малинового цвета. На черном бархате посредине вышитое серебром тело Иисуса Христа. Лицо и волосы написаны красками, по углам - вышитые золотом ангелы в виде человека, быка, орла и льва.
Вокруг - вышит тропарь. Кайма плащаницы украшена золотом и серебром, шелковой бахромой. У ног Иисуса Христа вышитая надпись: "Сия плащаница раба Божия Иоанн Гаркуши куреня Тимошевского 1756 года".

Евангелие из Сечевой церкви - высота 1 аршин, 1 вершок, ширина - 12 вершков. Напечатано при царствовании Елизаветы Петровны в 1759 году, на толстых клинных листах. В 1760 году Евангелие украшено малиновым бархатом, а по нему серебром с позолотой.

На главной стороне пять изображений под чернью на серебряных дощечках овальной формы. Посредине - Господь Вседержатель, а по углам - четыре евангелиста. На исподней стороне - Сень Пресвятой Богородицы.

Из церковной одежды особенную историческую ценность имеет риза из Чертомлыкской Сечи, пошитая из сплошной золотой парчи, а оплечья - кованого серебра. На ней вышитый покров Богоматери.

Епархиальная духовная консистория неоднократно предлагала причту (церковному региону) передавать Запорожские вещи в Екатеринославский музей им. Поля (в настоящее время музей им. Яворницкого) для обеспечения их сохранения, потому что никопольская церковь была деревянной и могла сгореть, а на строительство каменной часовни денег не было.

Поэтому 16 ноября 1912 года по распоряжению Благочинного Екатеринославской духовной консистории вещи церковной древности были переданы профессору Д.И. Яворницкому.

Дальнейшая их судьба неизвестна. В своей "Истории запорожских казаков" (т. І, с. 128) академик Д.И. Яворницкий пишет о том, что некоторые из них хранятся в Никополе.

В письме-просьбе группы никопольских священников о выделении денег на строительство каменной часовенки в ограждении Покровской церкви г. Никополя для хранения давних запорожских святынь пишется: "Никополь является славной могилой не только усопших сечевиков, но здесь же хранятся и великие святыни запорожской Сечевой церкви. Утварь эта очень ценная как в археологическом контексте так и по работе и материалу, из которого она изготовлена.
Некоторые вещи еще и теперь употребляются при Богослужении на Пасху и храмовые праздники".

Многие из высокопоставленных лиц и члены археологических комиссий приезжали из Петербурга, Москвы, Одессы и Харькова посмотреть на давние запорожские святыни.

Преосвященный отец Евгений, архиепископ славянский докладывал святейшему Синоду, чтобы разрешено было взять церковную утварь из села Покровского в Славянскую архиерейскую ризницу, но Синод сам собой на это не пошел, а вынес этот вопрос на рассмотрение генерал-губернатора князя Потемкина.

Вышесказанное говорит о том, что много вещей из Покровской запорожской церкви имеют музейное значение и являются не только культовыми предметами, но и имеют огромную историческую ценность, настолько большую, что высшее духовное начальство не осмеливалось распорядиться ими по своему усмотрению. Позже, уже в Никопольской Свято-Покровской церкви они использовались при богослужении только на большой праздник с целью обеспечения их сохранения.
Таким образом Никополь является местом, где хранятся большие святыни запорожской Сечевой церкви и украинского народа.

В наше время национального возрождения эти святыни являются не только дорогой памятью о славных предках, но и напоминанием о том, как веровали, как молились и как умели умирать за эти святыни наши деды и прадеды.

 
 
 
 Литература
  1. Архив Никопольского   краеведческого музея. Ф. инвентарных книг № 1.
  2. Скальковський А.О. Історія Нової Січі або останнього Коша Запорозького. - Дніпропетровськ: Січ. - 1994. - 678 с.
  3. Яворницький Д.І. Запорожжя. ч. І, ІІ. -  Київ: Веселка. - 1995. - 447 с.
 



В случае использования материалов этого сайта ссылка на сайт обязательна
Останнє оновлення на Неділя, 05 вересня 2010, 11:34
 
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting