Белоцерковская Е.
Корреспондент
г. Никополь, Украина
.
Летчик обрел покой через 70 лет
.
Самая страшная в истории человечества война по сей день не заканчивается. До сих пор тысячи людей числятся пропавшими без вести. До сих пор гибнут на старых минах и снарядах те, кто даже не нюхал пороха. До сих пор находят погибших. Одним из них стал никопольчанин, летчик-истребитель Николай Крохмаль, которого удалось отыскать по остаткам сбитого самолета.
6 января сего года благодаря усилиям российских поисковых отрядов «Долина» (г. Зубцов Тверской области) и «Ратное поле» (г. Москва) в лесу, в окрестностях бывшей деревни Подсосонье Зубцовского района Тверской области, что примерно в 28-ми км южнее г. Зубцова, были найдены остатки самолета Як-1 с фрагментами тела летчика. Ним оказался никопольчанин Николай Яковлевич Крохмаль, мобилизованный на фронт в 1939 году и до сегодняшнего дня числившийся в списке пропавших без вести. 13 апреля останки погибшего были возвращены на родину и похоронены на Почетной аллее славы в Никополе.
В далеком 1919 году в семье Крохмаль родился мальчик, которого назвали Колей. Он был третьим по счету в многодетной семье Якова Евсеевича и Анастасии Ивановны. Семеро детей (пять сыновей и две дочери) вместе с родителями проживали в селе Лапинка, в то время предместье Никополя. Отец работал обходчиком на железной дороге. Мать была домохозяйкой.
В юношестве Николай работал на Южнотрубном заводе, а в 1939 году был мобилизован в ряды Красной Армии. Судя по двум письмам, которые парень прислал родным домой, он обучался в Севастополе. По сведеньям историков, в то время в Севастополе (Нахимовский район, п. Кача) с 1910 по 1941 годы дислоцировалась Качинская авиационная школа летчиков. Вероятнее всего, Николай Яковлевич учился в этой авиашколе первоначального обучения пилотов. Именно ее курсанты выпускались в истребительную авиацию сержантами по званию...
5 августа 1942 года пилот 163-го истребительного авиаполка 3-й Гвардейской истребительной авиадивизии отправился на боевое задание по прикрытию штурмовиков в районе Ржева. В небе его подбили, самолет горел, но летчик до последнего держал штурвал в руках (об этом узнают только спустя 70 лет). Позже в армейской книге появится запись: «Последнее место службы 3 отд. Возд. Арм. 210 ИАД 163 ИАП. Воинское звание - сержант. Причина выбытия - пропал без вести. Дата выбытия 05.08.1942».
Осенью прошлого года в лесах Тверской области, близ города Зубцов, местный лесник обнаружил небольшую характерную воронку. Мужчина, будучи поисковиком, практически безошибочно констатировал, что данное место является местом крушения самолета.
- Ребята из поискового отряда «Долина» связались с нами, и, объединив усилия, мы решили провести на этом месте раскопки, - рассказывает заместитель руководителя поискового отряда «Ратное поле» Александр Зеленский. - Поскольку местность достаточно болотистая, экспедицию решили проводить зимой. Мы не знали точно, есть ли там самолет, но в случае обнаружения летательного аппарата нам бы понадобилась тяжелая техника. Сами раскопки провели за одни сутки, а вот до обозначенного места добирались почти четыре дня. На месте, где ранее было селение, за 70 лет вырос лес. Когда начали копать и даже нашли первые фрагменты самолета, мы не были уверены, что дальше нас будет ожидать такая находка. Могло случиться, что найденные части «Яка» лишь долетели до земли после взрыва в воздухе. Но на глубине около пяти метров мы нашли останки летчика и мотор, на некоторых частях которого очень хорошо сохранились выбитые заводские номера. Это важно, ведь потом по ним можно определить имя летчика, часть, в которой он служил, возможные варианты событий, при которых он погиб.
В районе разбитой на несколько частей бронеспинки находились частично обгоревшие останки летчика. Пилот до последнего держался за штурвал, так как фрагменты рук были обнаружены рядом со штурвалом.
- Первые слои грунта мы сняли с помощью экскаватора, дальше копали вручную, ведь был важен каждый миллиметр грязи. Мы нашли лишь фрагменты останков, размером от 4 до 6 см. Летчик сильно обгорел при падении, - рассказывает член поискового отряда Виктор Бодеря, именно он занимался поиском и поднятием наверх останков погибшего летчика.
Еще ребята откопали красноармейскую книжку, лежавшую в смятом планшете вместе с деревянной штурманской линейкой, транспортиром, фрагментами карты и вырезками из газет - бумаги оказалась вполне читабельными. По архивным документам и по красноармейской книжке (которая частично сохранилась) было установлено, что найденный - сержант Николай Яковлевич Крохмаль, уроженец Никопольского района Днепропетровской области.
Далее, благодаря слаженным действиям российских и украинских поисковиков, Виктории Нестратенко из Киева и Ольги Малкиной из Днепропетровска, никопольскую родню погибшего удалось найти очень быстро.
Активным поиском информации о погибшем брате Николае занимался самый младший сын семьи Сергей Крохмаль. В то время, когда пропал близкий родственник, ему было 14 лет. Сейчас его уже нет в живых, но его сын Вячеслав - племянник Николая Яковлевича - решил продолжить начатое отцом дело. Он говорит, что искать информацию о безвести пропавшем дяде семья начала более 50 лет назад.
- У нас было несколько вариантов, что делать дальше с находкой и останками, - продолжил свой рассказ Александр Зеленский. - Захоронить останки в братской могиле под Ржевом или предать их родственникам в Никополь. Но семья Крохмаль настаивала на том, чтобы останки покоились на исторической родине, и всячески способствовала нашему приезду в Никополь. Это первый случай возвращения останков погибшего родственникам за границей.
Также российские поисковики передали родственникам часть найденного штурвала и парашюта. Племянник Вячеслав Сергеевич заверил, что передаст артефакты местному краеведческому музею.
- Я, по сути, и не знала своего родного брата Николая. Моя мама очень сильно переживала, когда сыновья ушли на фронт, - вспоминает 80-летняя младшая дочь Крохмалей Мария Яковлевна Сазонова. - Помню только, как родители читали письма от Коли, мне тогда было 7 или 8 лет. Незадолго об известии, что брата нашли, он мне приснился. Коля пришел ко мне домой и сидит на кухне. Я у него спрашиваю: «Ты где был все это время?». Он молчит. Я продолжаю спрашивать, а он молчит. Только на вопрос «А семья у тебя есть?», он ответил коротко: «Да, теперь есть». (При жизни 23-летний Николай Крохмаль так и не женился, детей тоже не было. Сестра только помнит фото, на котором изображены юный солдат с девушкой, родные посчитали, что это его невеста. - прим. авт.).
13 апреля останки летчика захоронили на Никопольском городском кладбище. В последний путь проводить солдата пришли многочисленные родственники, представители власти, общественных ветеранских организаций, казачьих объединений. По христианской традиции обряд отпевания усопшего провел протоиерей Николай Марущак. Теперь останки никопольского летчика-истребителя Николая Крохмаля покоятся в родной земле, рядом с самым близким человеком - мамой Анастасией Ивановной.
Стала известна судьба всех пятерых сыновей семьи Крохмаль. Старший сын Яков в 24 года был призван на фронт. В начале войны попал в плен под Кривым Рогом. До самого освобождения он находился в концлагерях в Германии. Домой так и не вернулся. Его брат Владимир погиб в 23-летнем возрасте от ранений, не дожив до Великой Победы два месяца. Николай Крохмаль погиб при выполнении боевого задания 5 августа 1942 года.
Младший брат Григорий (1930 г. р.) погиб от рук немецкого снайпера. Не попал на фронт только Сергей, которому в начале войны было всего 13 лет.
.
.
Источник: Белоцерковская Е. Летчик обрел покой через 70 лет // Новый репортер. - 2013. - 18 апреля. - С. 11.
На нашем сайте Вы можете узнать больше об истории Никопольщины:
.
.
|