PDF Друк e-mail
История Никопольщины - XVIII-XIX века
Четвер, 26 травня 2011, 11:47
Богуш П.М.
Учитель истории, краевед
г. Никополь, Украина
Биография

 
Человек с большим и сильным сердцем

Человек создан для счастья,
как птица для полета.
Короленко В.Г.


О своем наставнике, учителе и друге, выдающемся писателе-демократе и прогрессивном общественном деятеле, талантливом рисовальщике А.М. Горький писал: «...В великой работе строения новой России найдет должную оценку и прекрасный труд честнейшего русского писателя В.Г. Короленко, человека с большим и сильным сердцем».

«Короленко, - писала еще в 1913 году «Рабочая правда» - не может пройти мимо целого ряда гнетущих явлений русской жизни, порожденных господством реакции... и возвышает свой протестующий голос».

К концу 80-х и началу 90-х годов прошлого столетия Владимир Галлактионович Короленко (1853-1921) занял одно из ведущих мест в русской литературе. Его авторитет писателя-демократа и общественного деятеля был велик.

В 80-х годах, в период всеобщего уныния, бесправия, реакции Короленко внушал людям надежду на лучшее будущее, чтобы они не теряли из виду «огоньков», светящих вдали во мраке ночи. Его кипучая деятельность коснулась и Никополя.

Никополь в 80-90-е годы оставался маленьким торговым волостным местечком в так называемой «черте еврейской оседлости». По данным Всероссийской переписи 1897 г. в Никополе проживало до 17 000 человек, в том числе свыше 13 400 человек православного вероисповедания и 3 300 - иудейского. В местечке было две церкви, две синагоги и несколько училищ.

Здесь, в Никополе, в бедной еврейской семье и родился талантливейший писатель Наум Львович Коган (Наумов) (1863-1893).

Его детские годы прошли в Никополе, здесь он учился в местном хедере (школе), где преподавал странствующий бедный учитель Ш.М. Яроцкий. Потом Н.Л. Коган поступил в Херсонскую гимназию, но вынужден был ее покинуть в 7 классе по болезни. Потом жажда знаний привела его в Харьковский ветеринарный институт, где он заболел расстройством нервной системы и попал в психиатрическую больницу. После выхода из нее, Н.Л. Коган приехал в родной Никополь и открыл здесь училище. Но в Никополе он долго не задержался.

Нищета, бесправие, полицейский произвол способствовали возникновению у него заболевания легких, что заставило Н.Л. Когана в 1888 г. переехать в Крым, где он проживал в Ялте, Симферополе и других городах, зарабатывая на жизнь частными уроками и сотрудничеством в местных газетах «Крым», «Крымский вестник» и др.

По-прежнему живет он с большой семьей в нищете, в трудных условиях еврейского бесправия. Отдаваться литературному труду Н.Л. Коган мог лишь урывками, ибо вел мучительную борьбу за существование...

И вот осенью 1889 г., когда В.Г. Короленко отдыхал в Крыму близ Гурзуфа, к нему обратился Н.Л. Коган, прислав на его суд небольшой очерк «Сутки в тихом отделении», напечатанный в газете.

В.Г. Короленко ответил ему письмом, а вскоре, будучи в Ялте, пришел к нему сам. В беседе с Н.Л. Коганом Владимир Галлактионович заинтересовался его колоритными рассказами о быте и типах никопольского местечкового еврейства в «черте оседлости», и о тех драмах, которые там возникали на почве бедности, бесправия и произвола, настоятельно советовал Н.Л. Когану написать повесть из еврейского быта и обещал свою помощь и содействие в ее напечатании.

Так возникла повесть (ее называют еще рассказом) Н.Л. Когана (Наумова) «В глухом местечке», в основу которой были положены действительные факты, имевшие место в Никополе в 80-90 годы прошлого столетия. На протяжении двух лет Н.Л. Коган работал над повестью и В.Г. Короленко делал все возможное для автора, чтобы она была превосходной: давал советы, читал его черновики, перечитывал и исправлял рукопись. Будучи строгим редактором, В.Г. Короленко требовал приведения повести к возможному совершенству. Их письма друг к другу составляют целый томик и опубликованы впервые и 1934 г. в книге «Переписка В.Г. Короленко и Н.Л. Когана (Наумова)».
 
 
 
Фото: www.fotki.yandex.ru
 
Повесть была написана. Далее предстояла еще более трудная задача: найти ей место в печати. Короленко обратился в некоторые центральные журналы и лично к М.М. Стасюлевичу - историку и публицисту, редактору журнала «Вестник Европы» с просьбой напечатать повесть Н.Л. Когана. Хлопоты закончились успехом. В ноябре 1892 г. в журнале «Вестник Европы» появилась эта повесть под названием «В глухом местечке» и под псевдонимом Н. Наумов, которую автор посвятил В.Г. Короленко.

28 сентября 1892 г. В.Г. Короленко писал больному автору ободряющие слова: «Я сам с нетерпением жду выхода сентябрьской книжки «Вестник Европы» с Вашей повестью... Скоро уже Вы испытаете чувство первого авторства. Я помню даже запах типографской краски, которым несло от первого моего рассказа! Это конечно с моей стороны скучные напоминания, но помните и мои советы. Не увлекайтесь первым успехом - плоды своей жизни стройте на ином фундаменте... Я чувствую себя до известной степени виновником этого труда. В нем я уверен и заранее радуюсь Вашему успеху вместе с Вами!».

Редактору журнала «Вестник Европы» М.М. Стасюлевичу 28 ноября 1892 г. Короленко писал из Нижнего Новгорода: «Многоуважаемый Михаил Матвеевич! В свою очередь должен поблагодарить Вас за Наумова (Когана), письмо, которое я застал у себя на столе после приезда. Молодой человек в окончательном восторге тем более, что и гонорар превзошел все его ожидания начинающего автора... Бедняга действительно болен: хотя, быть может, и не безнадежно. Теперь он приподнялся от земли и, может быть, это опять окрылит его вдохновение. Я же лично имею и свои причины быть Вам глубоко благодарным. Когда, еще в Ялте, я услышал от Когана изустный рассказ о его Шлеме и уговаривал его написать все это для печати, то он усомнился, чтобы какой-нибудь журнал его напечатал. Я дал ему слово, что проведу рассказ во что бы то ни стало... Отказ «Русской мысли» глубоко огорчил меня, оправдывая отчасти пессимизм Когана. Вы рассеяли наши общие опасения».

Так великий русский писатель В.Г. Короленко заботился о начинающем авторе, нашем земляке Н.Л. Когане.

Повесть Н.Л. Когана «В глухом местечке» была исключительным явлением для того времени как по содержанию, так и по художественным особенностям. Она свидетельствовала о таланте молодого автора и имела огромный успех у читателей.

В.Г. Короленко продолжает заботиться о том, чтобы повесть Н.Л. Когана вышла отдельным изданием и поэтому пишет известному общественному деятелю, врачу и литератору С.С. Вермелю письмо от 2 марта 1893 г. из Нижнего Новгорода: «...Прилагаю при этом письмо Н.Л. Когана (вернее половину), из которого Вы увидите, каково его положение. Думаю потому, что ему, бедняге, теперь не до щепетильности. Охотно взялся бы еще раз переслать деньги, но ведь это задержка, и я думаю, что, послав прямо от себя и выгадавши таким образом несколько дней, Вы поступите лучше. Главное теперь - скорее.

Что касается Вашего вопроса, должно ли издавать рассказ для народа и будет ли он читаться, то я выработал себе на этот предмет взгляд совершенно определенный. Все хорошее - для народа годится. Пора давно бросить этот предрассудок и не кормить народ умственной мякиной сюсюкающей и шепелявящей морали, детскими побасенками о добрых и злых мужчинах, о погибельности города и о преимуществах деревни даже и в том случае, когда и оной придется пухнуть от голода. Самая большая уступка в том отношении, которую я допускаю - это заглавие. «В глухом местечке» действительно глухо и неопределенно. Я бы поставил просто «Жиды». Пусть знают, о чем идет речь, а прочитают - узнают еще лучше... Думаю, что рассказ найдет свою публику, сначала, может быть, не в деревне, а в городе. Но ведь это неважно...».

Это еще раз свидетельствует о внимательном отношении В.Г. Короленко к начинающим авторам.

Опять-таки благодаря стараниям В.Г. Короленко книга Н.Л. Когана вышла отдельным изданием в 1895 г. (Издание «Посредник» для интеллигентных читателей в Москве и типографии Товарищества И.Д. Сытина, XIVII выпуск).

В этом издании «Посредника» было два произведения: «В глухом местечке» Н. Наумова и эскиз Р. Хина «Макарка».

Вскоре повесть «В глухом местечке» переводится на иностранные языки, но Н.Л. Коган так и не узнал об этом. Он умер в 1893 г. в Екатеринославе.

Для никопольчан эта повесть примечательна тем, что в ней описывается городок на Днепре Николаевка (читай Никополь) и бесправное положение евреев в «черте оседлости».

Прообразами героев повести послужили лица, жившие в Никополе. Они списаны буквально с натуры. Главный герой повести Шлема Майеров-Яроцкий - старозаветный еврей, начитавшийся религиозных книг, бродячий учитель хедера, тридцать лет назад уклонившийся от воинской повинности и проживающий в Николаевке без паспорта, преследуется полицией. Ш.М. Яроцкий - историческая личность, учитель хедера в Никополе. Когда в 1907 г. он умер, то его наследники пожертвовали для Никопольской общественной библиотеки 514 томов разной литературы на русском и еврейском языках на сумму 270 рублей. По желанию жертвователей их поместили в особый шкаф, названный «Шкафом имени Ш.М. Яроцкого» и снабженный портретом владельца их. А на книгах стоял гриф, напечатанный по диагонали книги снизу вверх «Шкаф имени Ш. Яроцкого».

Известный никопольский книголюб, член литературной секции «Гренада» В.Л. Доброштан подарил в свое время ныне покойному врачу-книголюбу Ю.П. Богушу две книги Генри Давида Торо «Философия естественной жизни» и книгу Куно Фишера «Фауст» Гете. Возникновение и состав поэмы». На этих двух книгах стоит гриф «Шкаф имени Ш. Яроцкого» и его экслибрис.

Прообразом второго героя повести полицейского Кайгарова послужил полицейский Иван Иванович Качайлов, отец старого никопольского учителя Петра Ивановича Качайлова, умершего в марте 1961 г.

Многие старожилы Никополя хорошо знали книгу Н.Л. Наумова «В глухом местечке» и гордились ею.

Еще один благородный поступок В.Г. Короленко, сделанный для жителей Никополя. Когда в Никополе была организована общественная библиотека (платная), В.Г. Короленко, который знал Никополь из бесед с Н.Л. Коганом и из его писем, прислал библиотеке один из первых 5 томов своих книг.

За 1909 г. 120 писателей и авторов подарили Никопольской общественной библиотеке 152 тома на 157 рублей 90 копеек.

За период 1906-1907 гг. в библиотеке было выдано по абонементу 84 книги В.Г. Короленко и в читальном зале - 61, всего 145 книг; за 1907-1908 гг. - 131 книгу, а за 1909 г. - 111 книг.

В 1918 г. В.Г. Короленко еще раз вспомнил Н.Л. Когана (Наумова) и Никополь.

В Полтаве 10 ноября 1917 г. в театре отмечалось 100-летие со дня рождения И.С. Тургенева. Свое выступление-доклад В.Г. Короленко начал так: «В рассказе одного умершего писателя Наумова (Когана) есть такой эпизод, где старый религиозный еврей застал своего сына за чтением «Записок охотника» И.С. Тургенева...».

Именно это событие и описано в маленькой повести Н.Л. Когана «В глухом местечке».

Так старейший писатель, наставник и учитель молодых писателей, вспомнил о талантливом нашем земляке Н.Л. Когане.

Имя Когана (Наумова) - ученика писателя-демократа, прогрессивного общественного деятеля В.Г. Короленко не должно забываться никопольчанами и достойно увековечивания.
 
 
Источник: Богуш П. Видел Никополь. - Нікополь : Південна зоря, 1998. - С. 65-70.
 
Перевод в электронный вид: Бутенко О.П.

На нашем сайте Вы можете узнать больше об истории Никопольщины:
 
 
Останнє оновлення на Понеділок, 13 червня 2011, 13:19
 
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting