PDF Друк e-mail
История Никопольщины - Древняя история
Вівторок, 06 жовтня 2009, 11:10

Тороп С.О.
Биолог, краевед
г. Никополь, Украина
Биография


Фото Мозолевского Б.Н. предоставлено заведующим отделом археологии НГКМ Шатуновым В.В.

Материал предоставлен в авторской редакции

Скифские курганы
Могилы предков
Об отношении скифов к могилам своих предков лучше всего рассказывает эпизод, приведенный Геродотом в «Истории». Когда вторгшийся в скифские земли персидский царь Дарий І истощил свои силы, он направил к царю скифов Идантирсу (Иданфирсу) гонца с предложением прекратить отступление и начать битву или покориться, признав себя его данником. Выслушав гонца, Идантирс ответил: «…Знай, перс, каков я: и прежде никогда не бежал я из страха ни от кого из людей, и теперь не бегу от тебя; ныне я не сделал ничего нового сравнительно с тем, что обыкновенно делаю в мирное время, а почему я не тороплюсь сражаться с тобой, я и это тебе объясню: у нас нет ни городов, ни засеянной земли, из-за которой мы поспешили бы драться с вами из боязни, чтобы они были взяты и опустошены. Если бы нужно было во что бы то ни стало ускорить бой, то у нас есть могилы предков: вот попробуйте разыскать их и разорить - тогда узнаете, станем ли мы сражаться с вами из-за гробниц или не станем; раньше мы не сразимся, если нам не заблагорассудится…».
Скифский царь Идантирс (Иданфирс).
Рисунок Торопа С.О.
Курганом обычно принято называть надмогильную насыпь из земли или камня, чаще всего полушаровидной формы. Обычай сооружать курганы у скотоводческих племен возник еще в эпоху энеолита и существовал на протяжении всего бронзового века, отражая патриархальный культ, который все время усложнялся. На протяжении веков в расположении курганов существовал один неизменный принцип, который всегда неукоснительно исполнялся: они насыпались в степи, но всегда вблизи источника воды. Сооружение курганов неразрывно связано с культом предков, который занимал заметное место уже в идеологии племен Ямной культуры, иногда называемых в научной литературе «племенами древнеямной культурно-исторической общности» (середина ІІІ - начало ІІ тыс. до н.э.). Умерших они хоронили под курганами, возведение которых требовало усилий большого коллектива. Ряд ученых считают, что степные курганы современного юго-востока Украины следует рассматривать еще и как сложные архитектурные сооружения. Безусловно, курган - это еще и священное место! В ходе археологических исследований было установлено, что на вершинах некоторых курганов со временем стали размещать святилища, что свидетельствует об усложнении идеологических представлений у живших в наших степях скотоводческих племен. Даже сегодня на Никопольщине еще стоят курганы эпохи бронзы, которые, по всей видимости, фиксировали границы родоплеменных территорий. До нашего времени такие сооружения сохранились в районах сел Капуловки и Кирово, города Орджоникидзе и во многих других местах. Возведение самых ранних курганов на нашей земле относится к бронзовому веку, самых поздних - к XIV-XV векам.

Среди всех степных курганов своей величиной и богатством погребений выделяются скифские курганы. В IV в. до н.э. скифы, как правило, сооружали курганы в местах своего проживания, в степной зоне, поэтому эти величественные памятники древней истории нашего края нередко также называют «степными пирамидами». Они располагались на высоких водораздельных участках, где со временем возникали целые курганные некрополи (от греческого necropolis - «город мертвых»). Они, как правило, состояли из нескольких больших насыпей и многих курганов среднего и небольшого размеров. Такие могильники принадлежали определенным родовым группам, кочевья которых проходили через эти земли. На Никопольщине, как и в некоторых других местах, выделяют целые курганные группы (например, Капуловка-I, Капуловка-II, Богдановской обогатительной фабрики, шахты № 22 и др.), а территорию, простиравшуюся от современных кварталов города Никополя в направлении сел Алексеевка и Капуловка на многие километры археологи называют Никопольским скифским курганным полем.
 
Скифский курган. Окрестности с. Кирово, Никопольский район
Фото: Рудоманова А.Е.
На территории Никопольского района скифские курганы часто соседствуют как с сооруженными гораздо раньше них курганами эпохи бронзы, так и с появившимися в гораздо более поздние времена могильниками средневековых кочевников. Все это наводит на мысль о том, что на протяжении целых тысячелетий такие места считались у многих обитавших в наших краях народов священными.
 
Расположение Скифских памятников в районе городов Орджоникидзе и Никополя:
1 - Курганный могильник из 50 насыпей на гребне водораздела плато рек Базавлук и Каменка (в 1,2 км к западу от Шолоховского водохранилища). Высота курганов до 1 м, с севера расположен курган Славянка (Острая Могила), высотой 6 м.
Обнаружены погребения V-IV вв. до н.э.
2 - Западно-Богдановская группа. Погребения IV в. до н.э.
3 - Курганная группа шахты № 22. Погребения V-IV вв. до н.э.
4 - Группа Степного кургана. Погребения IV в. до н.э.
5 - Группа Страшной Могилы. Погребения V (Чабанцова Могила) - IV вв. до н.э.
6 - Группа Завадских Могил. Погребения V в. до н.э.
7 - Группа Лисьей Могилы. Погребения IV-III вв. до н.э.
8 - Курганный могильник у села Нагорное. Погребения бронзового века и IV-III вв. до н.э.
9 - Группа Испановых Могил. Погребения V-IV вв. до н.э.
10 - Группа близ Богдановской обогатительной фабрики (БОФ). Погребения IV-III вв. до н.э.
11 - Толстая Могила. Погребение IV в. до н.э.
12 - Группа Дедовой Могилы и Курганная группа Лаурки (район с. Изобильное). Погребения бронзового века и V-IV вв. до н.э.
13 - Курган Чертомлык. Погребение IV в. до н.э.
14 - Курганная группа в 5 км к западу от с. Чкалово. Погребения бронзового века и V-IV вв. до н.э.
15 - Курганный могильник к северо-западу от с. Покровское (группа Сторожевой Могилы).
Погребения бронзового века и V-IV вв. до н.э.
16 - Курганный могильник близ с. Капуловка. Погребения бронзового века и IV-III вв. до н.э.
17 - Курганная группа Лисьи Могилы (между селами Алексеевка и Менжинское). Погребения IV в. до н.э.
18 - Никопольское курганное поле. Погребения эпохи бронзы и V-IV вв. до н.э.
Самым известным из всех скифских священных мест, безусловно, считается ярко и красочно описанная Геродотом земля Геррос - кладбище скифских царей. По описанию «отца истории» она находилась в местности, лежащей до днепровских порогов, где протекала река Герр, и обитал один из подвластных воинственным кочевникам народов, носивших то же название - герры. Еще во второй половине XIX века многие исследователи были уверены в том, что священная земля Геррос находилась на территории современного Никопольского района.
На Никопольщине скифские курганы часто соседствуют с курганами бронзового века
Фото: Рудоманова А.Е.
Фото: Рудоманова А.Е. 
«Степные пирамиды»

«Степные пирамиды» дают наглядное представление о многогранной жизни и сложной социальной структуре скифского общества. Начиная со второй половины ХІХ века на Никопольщине были исследованы погребения скифских царей, знатных и богатых дружинников, жрецов-энереев, рядовых общинников, бедноты и рабов.
 
Скифский курган. с. Капуловка, Никопольский район
Фото: Рудоманова А.Е.
На протяжении V-IV вв. до н.э. значительно изменилось устройство гробниц: вместо грунтовых ям  стали сооружать подземные помещения - катакомбы, которые состояли из глубокой (более 12 м) входной ямы и боковой погребальной камеры, вход в которую закрывался каменным или деревянным заслоном (иногда даже разобранными колесницами). 
Скифский курган IV в. до н.э. 
Подземелье гробницы имело протяженность до 10 м и больше. При возведении больших курганов насыпь сооружали из пластов нарезанного дерна или из илистых вальков и обкладывали по основанию камнями. Самыми величественными были царские курганы, высота которых доходила до 18-22 м.
Датировка,
в. до н.э.
Территория распространения Количество могил Тип погребального сооружения
 VII-VI
  Правобережье
  Левобережье
  Крым
3
1
3

Сожженный склеп на древнем горизонте (1), яма с деревянной конструкцией (2)

Погребение в насыпи

Яма с деревянной конструкцией (1), грунтовые ямы (2)

 VI

  Правобережье


  Левобережье


  Крым

5
1
1

Ямы (2) с деревянными гробницами, в том числе полусожженная
Грунтовая яма, катакомбы (2)


Не определен

Не определен (погребение в насыпи)

 VI-V

  Правобережье


  Левобережье


  Крым

5
1
1

Грунтовая яма (2), яма с заплечниками (1), катакомба (2)


Не определен


Грунтовая яма

 V

  Правобережье


  Левобережье


  Крым

26
10
26

Грунтовая яма (11), яма с заплечниками (1), яма с деревянной конструкцией (1), сожженный склеп на древнем горизонте (2), катакомба (11)


Яма (6), не определен (3), катакомба (1)


Грунтовая яма (8), каменный ящик (7), катакомба (1), склеп с уступчатым сводом (1), сожженный склеп на древнем горизонте (1), трупосожжение (1), сырцовая гробница (1), каменная гробница (1), не определен (5)

 V-IV

  Правобережье


  Левобережье

  Крым

 8
10
55

Грунтовая яма (8)


Катакомбы (7), не определен (3)


Грунтовая яма (35), катакомба (5), каменный ящик (4), склеп с уступчатым сводом (1), яма обложенная камнем (1), не определен (9)

Погребальные сооружения скифов в Северном Причерноморье (по состоянию на конец ХХ в.) 
После смерти царя рыли большую четырехугольную могилу, а покойника бальзамировали - извлекали внутренности, заполняли пустоты ароматическими травами и намазывали труп воском. Умершего царя на траурной колеснице возили по всем подвластным племенам, а скифы в знак траура отрезали себе часть уха, расцарапывали рот, нос, протыкали стрелами левую руку. После похорон над могилой насыпали курган, стараясь сделать его как можно выше.

Скифские курганы на территории Южной Украины и России

Скифы верили в загробную жизнь, поэтому вместе с царем хоронили одну из его жен, виночерпия, повара, конюха, слугу, вестника, коней, отборный скот и зарывали золотые сосуды. Через год вокруг кургана расставляли 50 чучел из княжеских коней и прикрепляли к ним убитых слуг.


Скифские курганы IV в. до н.э. по высоте условно можно разделить на шесть категорий, в которых, безусловно, нашла свое отражение социальная иерархия скифского общества (см. статью «Скифы: происхождение и религия»). Курганы высотой до 1 м принадлежат скифам-общинникам, высотой 1,5-3 м – зажиточным скифам, высотой 3-5 м – родовым старейшинам, высотой 5-7,5 м – скифским номархам (правителям областей), высотой 7,5-11 м – высшей скифской аристократии, высотой 14-21 м – скифским царям и членам царской семьи.

skifski kurgany121
Классификация скифских курганов IV в. до н. э. по высоте:
I - беднейших скифов-общинников, II - знатных скифов, III - родовых старейшин,
IV - номархов, V - высшей скифской аристократии, VI - скифских царей.
Рисунок Торопа С.О.


Рвы, которыми окружали курганы, имели магическое значение - данный обычай прослеживается еще со времен ямной культуры. Они, как правило, располагались на значительном расстоянии от курганов: в зависимости от их высоты, от 3,5 до 6, и даже больше метров. Вокруг некоторых курганов VI-V вв. до н. э. (реже - IV в. до н. э.) сооружали каменные кромлехи, которые имели то же значение, что и рвы.


Курганы скифской знати - многометровые земляные насыпи с диаметром основания более 200 м. Большинство из них относится к IV-III вв. до н.э. - периоду наибольшего экономического и политического могущества скифов. Погребальные сооружения состоят из глубокого колодца - входа и коридоров с подземными нишами - камерами. Знатных скифов хоронили в богатом уборе - на них надевали массивные золотые шейные гривны (украшения в виде обруча с несомкнутыми или же запаянными концами), бусы, золотые серьги, браслеты. Одежда, головной убор, погребальное покрывало были обшиты золотыми бляшками с различными изображениями.

Общий план Толстой Могилы. IV в. до н.э.
І - центральная гробница; ІІ - воровской лаз; ІІІ - боковая гробница;
ІV-VIII - конские могилы и захоронения конюхов; IX - площадка, где происходила тризна;
Х - ров; ХІ - каменный кромлех возле центральной гробницы
  
В могилу воинов-мужчин обязательно клали большой набор оружия: железные мечи, украшенные золотом, копья, луки со стрелами в специальном футляре (горите), бронзовые панцири, пояса, шлемы. Часть предметов, найденных в погребениях скифских царей и знати, сделана самими скифами, но большинство из них изготовлены греческими мастерами их городов-колоний в Северном Причерноморье, Крыму, и даже в Малой Азии.
Скифский царский дружинник
Рисунок Торопа С.О. 
Александропольский курган. Рисунок начала 1860-х гг.

Краснокутский курган. Рисунок 1860 г.
Когда умирал рядовой скиф, то покойника возили лишь к родным и близким, каждый из которых устраивал поминки. Этот обряд длился 40 дней, после чего происходили похороны. Курганы рядовых скифов - небольшие холмики, внутри которых вырыт колодец с катакомбой - нишей для покойника. Положенное с ним имущество обычно состояло из оружия: лука, колчана со стрелами, копья, дротика и меча.
 
Скиф-общинник
Рисунок Торопа С.О.
В обнаруженных на территории Никопольского района захоронениях встречаются также амфоры и чернолаковые канфары. В погребениях простых скифских женщин обычно находят небольшое количество украшений: ожерелье из пастовых бус, бронзовые сережки, перстни, браслеты, отдельные недорогие золотые и серебряные украшения, бронзовые зеркала и другие предметы домашнего быта. Не раз на Никопольщине в могилах скифянок находили и оружие - наконечники копий и дротиков, стрел, остатки деревянных щитов и т.д. (см. статью «Скифские воительницы»). В захоронениях простых и знатных скифов нередко находили остатки повозок, на которых умерших доставляли к месту захоронения.

Вещи из погребений простых скифов. Курганная группа Капуловка I. Никопольский район
1, 2, 3, 4 - бронзовые наконечники стрел из колчанного набора;
5 - ожерелье из золотых биконических бусин и золотых подвесок;
6 - золотые серьги; 7 - золотые перстни; 8 - серебряный браслет;
9 - повязка из пастовых бусин; 10 - наконечник копья;
11 - наконечник дротика; 12, 13 - железные ножи с костяными рукоятьями;
14, 15 - железные скобы от подноса; 16 - бронзовое зеркало;
17 - подток копья; 18 - амфора с фасосским клеймом; 19 - чернолаковый канфар.
 
Сложней всего обстоит дело с поиском погребений скифских жрецов. Вполне возможно, что у последних, в отличии от общепринятого (подкурганного), существовал иной способ захоронения. Например, наземный или надземный. Есть также предположение о том, что жрецов в обычной одежде хоронили отдельно, а предметы культа закапывали в других местах. Не исключено, что жреческим являлось одно из погребений в Александропольском кургане, где в крепиде была устроена специальная каменная оградка, внутри которой находились различные предметы культового назначения, в том числе широко известные навершия с изображением крылатого женского божества. На Никопольщине в одном их скифских курганов (Соболева Могила) в 1991 г. было обнаружено мужское захоронение с веретеном, которое могло принадлежать энерею (анарею) - одному из могущественных жрецов культа Афродиты-Аргимпасы (см. статью «Скифы: происхождение и религия»).
 Навершие с изображением крылатого женского божества. Александропольский курган
Исследования скифских курганов на Никопольщине
Раскопки скифского кургана Чертомлык, проведенные выдающимся археологом XIX в. Забелиным И.Е. в 1862-1863 гг., положили начало научному исследованию археологических памятников нашего края. В кургане было найдено большое количество различных предметов быта и украшений, среди которых Чертомлыкская амфора - большой серебряный сосуд для вина, покрытый высокохудожественными рельефами (см. статью «О чем поведала Чертомлыкская амфора»).
Кроме кургана Чертомлык Иваном Забелиным в Северином Причерноморье были также исследованы следующие курганы с захоронениями скифской знати: Гермесов курган, Краснокутский курган, Каменная Могила, Томаковская Острая Могила, Слоновская и Томаковская Могила Близнецы (1859-1861 гг., Днепропетровская область, Томаковский район), Козел, Большая и Малая Цимбалки (1865, 1867-1868 гг., Левобережье Днепра).
 
Скифский курган Чертомлык  
  
 
Скифский курган Чертомлык. Раскопки. 1979 г.
В 1912-1913 гг. профессором Веселовским Н.И. недалеко от Никополя был раскопан курган Солоха. Из многочисленных вещей, найденных в нем наибольшую известность приобрел золотой гребень, на рукоятке которого изображена схватка трех скифских воинов. Композиция и отделка этого изображения настолько совершенны и изящны, что до сих пор лучшие ювелиры мира не смогли сделать равнозначную копию.
Кроме кургана Солоха Николаем Веселовским перед первой мировой войной на Левобережье Днепра были также раскопаны курганы: Шульговка, Огуз, Чмырева Могила, Орел, Каменная Могила, Верхний Рогачик, Лемешев. За 29 полевых сезонов им были исследованы десятки курганов на Днепре, в Крыму, на Кубани и Дону.
 
Члены экспедиции Веселовского Н.И. на раскопках кургана Солоха.
Местность напротив г. Никополя. 1912 г.
Следует отметить, что во второй половине XIX - в начале XX вв. на Никопольщине, как и по всему Северному Причерноморью, проводились исследования лишь самых больших курганов. В первую очередь раскапывались царские курганы, а также курганы скифской знати и царских дружинников. Находки в них могли существенно пополнить коллекцию Эрмитажа. В то же время сотни курганов простых скифов, которые находились на просторах Никопольщины, практически никого не интересовали и по этой причине оставались не изученными. Лишь в 1931-1938 гг. сотрудником местного музея изящных искусств Феодосием (Теодосием) Кирановим были начаты раскопки захоронений рядовых скифов на правой от реки Днепр гряде, в пределах Никопольского курганного поля. Оно включало небольшие цепочки или группы в количестве 136 насыпей, которые состояли из 7 групп (курганная группа I, курганная группа ІІ, группа с. Сулицкого, группа 8-й км дороги Никополь-Алексеевка и т.д.). Высота курганов составляла 0,2-2,2 м.

В ходе раскопок в захоронениях рядовых скифов было обнаружено оружие (в основном - копья, дротики, стрелы, ядра от пращи), античная посуда (амфоры), лепная и деревянная посуда, украшения (подвески, бусы, кольца, сережки), пряслица, бронзовые бляшки, раковины каури, оселок, мотыга и другой инвентарь. На Никопольском курганном поле около 50% курганов содержали по два-три захоронения, остальные - по одному.
Разрез скифского кургана. Никопольское курганное поле.
Раскопки Феодосия Киранова (30-тые гг. ХХ в.)
В конце 30-х годов XX в. известный советский ученый Борис Граков (1899-1970 гг.) начал раскопки Каменского городища и большого курганного могильника под Никополем. С погребениями рядового населения Скифии. Они были прерваны Великой Отечественной войной и возобновились в 1945 году. Эти исследования обогатили науку новыми археологическими источниками, чрезвычайно важными для реконструкции социальной истории степной Скифии. Материалы Никопольского курганного могильника легли в основу характеристики погребальных памятников рядовых скифских общинников, впервые созданной Граковым Б.Н. Данная им классификация погребальных сооружений получила полное подтверждение последующие десятилетия, когда на территории Никопольского района начались грандиозные раскопки скифских курганов.

После Великой Отечественной войны профессор Граков Б.Н. исследовал расположенное недалеко от Никополя поселение скифов-ремесленников - Каменское городище. В ходе раскопок было обнаружено немало предметов ремесла и домашнего хозяйства, наземные жилища, землянки-мастерские, амбары для хранения зерна, акрополь, в котором жила скифская аристократия (см. статью «Скифская торговля»).
 
Граков Б.Н.
Фото: www.sgu.ru
С послевоенными раскопками Бориса Гракова в Никополе связано знаменательное в истории всей отечественной археологи событие. В районе улицы Херсонской (недалеко от нынешнего завода ТВЦ-4) в одном из древних курганов был извлечен череп. По нему выдающимся советским археологом, антропологом и скульптором Михаилом Герасимовым был воссоздан облик скифа, жившего в нашем крае в V-IV вв. до н.э. 
 
60-летний юбилей Герасимова М.М. (справа - Герасимов М.М.). 1967 г. Самарканд
Фото: www.kunstkamera.ru 
В своей фундаментальной работе «Восстановление лица по черепу», изданной Академией Наук СССР в 1955 году, М.М. Герасимов отмечал: «В Никопольском районе близ села Сулицкого расположена одна из многочисленных скифских курганных групп - группа «Сирко». В течение ряда лет Граков  Б.Н. производил раскопки этой курганной группы (это теперь территория ЮТЗ). В результате раскопок 1945 г. в кургане № 2 (погребение 2, № 22) был обнаружен целый череп, переданный мне для создания по нему портретной реконструкции головы скифа. Типические находки позволяют Б.Н. Гракову датировать данное захоронение, а ровно и всю группу курганов «Сирко» - V-IV вв. до н.э.
Скиф из Никопольского кургана.
Реконструкция Герасимова М.М.
Череп хорошей сохранности, принадлежал зрелому мужчине (43-45 лет). Нижняя челюсть имеет отчетливо видимый след старого ранения, вероятнее всего стрелой. Стрела попала в тело нижней челюсти с правой стороны. Удар пришелся под альвеолами последних коренных зубов; выбит большой кусок кости, от угла восходящей ветви челюсти до выхода подбородочного нерва. Длина пораженного участка - 33 мм. В результате этого ранения произошла некоторая деформация всей нижней челюсти. Состояние облитерации скола свидетельствует о том, что с момента ранения и до смерти прошло достаточно много времени. Никакого особенного обезображивания в результате этого ранения в лице не было.

Череп из Никопольского кургана «Сирко» в общих чертах близок к черепам скифов Причерноморья. Отличительными чертами сего является следующее: череп очень удлиненный - 190 мм, поперечный диаметр - 128 мм, наименьшая ширина лба - 96 мм, скуловой диаметр - 138 мм, высота лица - 72 мм, высота носа - 52 мм, ширина носа - 25 мм, ширина орбиты - 400 мм, высота орбиты - 32 мм.

Портрет выполнен без бороды из двух соображений: прежде всего нам известно, что скифы умели бриться, о чем свидетельствуют достаточно многочисленные изображения. Кроме того, данная реконструкция интересна особенностями ранения и связанной с этим ранением ассиметрией и под бородой не было бы видно ни шрама, ни степени ассиметрии.

Сравнивая данный портрет с известными изображениями скифов на Чертомлыкской амфоре, Куль-Обском и воронежских сосудах и Солохском гребне, следует отметить, что на всех этих изображениях представлены в конечном итоге одни и те же типичные этнические черты, очень близкие к восстановленному портрету…».

Ныне село Сулицкое стало частью города Никополя и уже ничего больше не напоминает здесь о кипевших в послевоенные годы раскопках.
Местность, где экспедицией под руководством Гракова Б.Н. в послевоенные годы проводились раскопки
Следует отметить, что и в ХХІ в. Никопольское скифское курганное поле продолжает преподносить археологам сюрпризы. Так, зимой 2007 года на территории частного домовладения по ул. Головко было обнаружено скифское захоронение IV в. до н.э. Смерть одного из погребенных в нем мужчин наступила в следствие попадания стрелы (скорее всего, отравленной) в пяточную кость. Вскоре местные журналисты прозвали его "Скифским Ахиллом".
Пяточная кость "Скифского Ахилла", пробитая стрелой
Наконечник стрелы, извлеченный из пяточной кости "Скифского Ахилла"
 
Следующий этап изучения скифских курганов был связан с сооружением в 60-х гг. ХХ века на юге Украины гигантских мелиоративных систем. Перед археологами была поставлена задача исследования археологических памятников, попадающих в зону обводнения. В их числе оказались сотни скифских курганов! В 1964-1965 гг. Скифская Никопольская экспедиция Института археологии АН УССР исследовала курганы в окрестности с. Капуловка и г. Орджоникидзе Никопольского района. Руководил экспедицией Тереножкин А.И., известность которому принесли раскопки знаменитого Мелитопольского кургана в 1954 г.
 
Тереножкин А.И.
Фото: www.uk.wikipedia.org 
В работе экспедиции принимали участие Ильинская В.А., Черненко Е.В., Мозолевский Б.Н., Бокий Н.М., Петровская Е.А. и другие исследователи. Большое внимание было уделено выявлению курганных некрополей и определению среди них при помощи ручного геологического бура скифских памятников. Неоценимую и бескорыстную помощь ученым оказало треста «Орджоникидземарганец» (управляющий трестом Середа Г.Л.) и Богдановского рудоуправления (директор Кальченко В.В.). Археологами были составлены планы могильников, насчитывающие в общей сложности 180 курганов, из них 17 курганов скифского времени и 1 эпохи бронзы были раскопаны. В ходе раскопок был выявлен широкий разнообразный материал, позволивший во многом подойти к новому пониманию различных вопросов истории, культуры и быта древнего населения Скифии (см. статьи «Скифская торговля» и «Скифское оружие»).
 
Разрез кургана № 11. Группа Богдановской обогатительной фабрики. Никопольский район
В 1965 г. Тереножкиным А.И., Мозолевским Б.Н.  и другими археологами проводились раскопки окруженного могучей крепидой и рвом кургана Страшная Могила. Под курганом ученые обнаружили ограбленную в древние времена гробницу, в которой находились обломки амфор, две костяные рукоятки ножей, фрагменты трех дротиков, и клинка меча, наконечники стрел, около 20 золотых бляшек, остатки жертвенной пищи. При входе в подземелье покоились останки слуги с железным браслетом, ножом, горитом со стрелами.
 Страшная Могила. План и разрез кургана
В 1969 г. археологические раскопки в окрестности г. Орджоникидзе возглавил Мозолевский Б.Н.. Под его руководством в 1970-1971 гг. была исследована курганная группа в районе Шевченковского карьера, протянувшаяся непрерывной цепочкой между Завадской и Хоминой балками. Она состояла из 17 курганов, относящихся к эпохе бронзы и скифскому времени. 
Скифский курган Толстая Могила в начале раскопок. 1970 г.
Исследованный в 1971 г. известным украинским археологом Борисом Мозолевским курган Толстая могила - богатейший из всех известных в настоящее время скифских царских курганов.

План боковой гробницы Толстой Могилы. IV в. до н.э. 
І - древняя входная яма; ІІ - вторичный вход в могилу; ІІІ - камера с захоронением девочки-прислужницы;
ІV - основная погребальная камера; V - хозяйственная ниша.
1 - погребение женищины; 2 - погребение ребенка; 3-5 - погребение слуг; 6 - следы колес от катафалков 
Мозолевский Б.Н. Археологические раскопки кургана Долгая Могила. Август 1979 г.
Фото: Носенко Н.И.

Общий вес золотых изделий, найденных в нем, составляет 4,5 кг, что намного превышает вес золота, найденного в самом богатом до того кургане - Куль-Оба (Крым).

Без сомнения, главной находкой Бориса Мозолевского, принесшей Толстой Могиле и Никопольской земле всемирную славу, стала обнаруженная в центральной могиле золотая пектораль - парадное нагрудное украшение скифского царя. Ныне это гениальное творение античного искусства хранится в Киеве, в музее исторических драгоценностей Украины.

Вес пекторали 1150 г. Диаметр 30,6 см. Три полукруглых фриза, образующих пектораль, заполнены растительным орнаментом, многочисленными, литыми из золота изображениями людей и животных.


В центре нижнего фриза расположены изображения терзания коней грифонами,


по сторонам - лев и леопард, нападающие  на оленя и на дикого кабана,

 
погоня собак за зайцами и, наконец, по два сидящих друг напротив друга кузнечика.

В верхнем ярусе помещены изображения сцен мирной жизни скифов. В центре два обнаженных по пояс скифа, снявшие свои гориты с луками, шьют меховую рубаху.

Обращает на себя внимание одна деталь - их лица и прически настолько различны, что можно предполагать в них представителей разных этнических групп, принадлежащих к разным племенам.

По обе стороны этой сцены - мирно стоящие животные с детенышами, жеребенок, сосущий кобылу, корова и теленок.


Юный скиф, доящий овцу, 

и другой, сидящий.

Одной рукой он держит амфору, а в другой его руке что-то зажато. Возможно, он пытается заткнуть амфору, со слитым в нее надоенным молоком. Картина завершается летящими в разные стороны птицами.

Каждая из миниатюрных скульптурок пекторали является настоящим шедевром, а вся она в целом - непревзойденным творением неизвестного мастера, жившего в одном из греческих городов-государств Северного Причерноморья или Крыма. Золотая пектораль из кургана Толстая могила, скорее всего была создана в начале или середине IV века до н.э.

К другим выдающимся сокровищам Толстой могилы следует отнести погребальный наряд скифской царицы (самый богатый из когда-либо найденных в царских курганах).

Головной убор женщины (реконструкция). Золото. IV в. до н.э.
И меч с обложенной золотом рукоятью (его ножны так же покрыты золотой обкладкой с рельефными украшениями).
 
Прибытие пекторали в Днепропетровский исторический музей им. Д.И. Яворницкого. Апрель, 2006 г.
Фото: museum.dp.ua
 
Пектораль. Возвращение (сюжет телеканала ИРТ) 
В 70-х годах  ХХ в. Борисом Мозолевским был исследован целый комплекс скифских захоронений в окрестностях г. Орджоникидзе и с. Горняцкое Никопольского района. В 1972 г. начались раскопки Денисовой Могилы, имевшей высоту 2 м и диаметр около 40 м. В дважды разграбленном кургане, который относится ко второй половине IV в. до н.э., удалось обнаружить более 200 мелких золотых изделий, фрагменты греческих амфор и серебряного килика, детали костяного веретена, железный наконечник копья и бронзовые наконечники стрел. В том же 1972 г. были произведены раскопки Чабанцовой Могилы (высота - около 3 м, диаметр - 32 м), окруженной крепидой и кольцевым рвом. В погребении представителя скифской знати, которое относится к V в. до н.э., археологи нашли обломки железного пластинчатого панциря, золотую обшивку чаши, костяную ручку ножа, наконечник стрелы, остатки жертвенной еды.

В 1973 г. наступил черед Первой Завадской Могилы (высота - 4,35 м, диаметр - 34,3 м) - кургана V в. до н.э., окруженного каменной крепидой и кольцевым рвом. В разграбленной гробнице исследователи обнаружили золотые обшивки пяти деревянных чаш, обломки бронзового сосуда, бронзовый и серебряные ворварки, а также богатый набор скифского оружия (железный клевец, обломки пластинчатого панциря, щита и наборного боевого пояса, наконечники копий и стрел). В 1979 г. в центральной гробнице кургана Малый Чертомлык (высота - около 2 м, диаметр - 30 м), расположенного у подножья кургана Чертомлык и относящегося к V в. до н.э., Борисом Мозолевским были выявлены чернолаковая посуда, золотые и серебряные перстни, золотые серьги, золотой наконечник гривны и более 1 000 самых разнообразных золотых изделий. В 1979-1985 гг. Б.М. Мозолевским, В.Ю. Мурзиным, Р. Ролле проводились раскопки кургана Чертомлык.
 Группа Завадских могил. Никопольский район
Исследования скифских курганов продолжались на Никопольщине и в последующие годы. В частности были исследованы скифские курганы, расположенные на землях колхозов им. Богдана Хмельницкого и недалеко от с. Шолохово. В них обнаружили разнообразные украшения, оружие, обломки посуды, остатки жертвенной пищи и т.д.
Курганная группа Чертомлык. Никопольский район. 70-е годы ХХ в.
Следует сказать, что еще не все тайны древних курганов Никопольской земли разгаданы учеными. Оставленное нам скифами наследство столь велико, что работы с лихвой хватит не одному поколению будущих исследователей. Практически каждый год археологи продолжают свою нелегкую работу и редкий сезон обходится без памятных находок.

 Нечаева (Гегелина) могила
На территории Никопольского района находится самый высокий в степной полосе Евразии скифский курган - Нечаева могила. Ныне его высота составляет 15,1 м, а в начале ХХ века он был на 3-3,5 м выше. В XIX в. произвести раскопки Нечаевой могилы собирались Забелин И.Е. и Яворницкий Д.И., однако помещики и крупные землевладельцы Нечаевы, на территории владения которых находился курган упорно не давали добро на проведение соответствующих работ. В конце 1943 - начале 1944 гг. Нечаева могила оказалась в зоне активных боевых действий. Стремясь удержать Никопольский плацдарм любой ценой, гитлеровцы превратили курган в хорошо укрепленную огневую точку. В ходе упорных боев господствующая над местностью высота не раз переходила из рук в руки. Ныне на месте кровопролитных сражений у подножия древнего кургана установлен памятник советским воинам. Этим событиям никопольские поэты-фронтовики посвятили свои стихи.
Симонов А.
поэт-фронтовик


Высота 167,8

(главная высота Никополыцины)


О Нечаев курган! Наш безмолвный свидетель,
Ты стоишь много лет над днепровской волной,
Ты изведал нужду. Ты встречал добродетель,
И не раз соловьи пели трель над тобой.

Жизнь уходит твоя в те далекие годы,
Но пришла в милый край горем страшным война,
Стали грозной стеной многоликой народы,
Закружила метель из дробинок свинца.

И сегодня в тиши, здесь, в земле, под курганом,
Сотни жизней лежат. Навсегда молодых,
Не вернулись домой к родным с поля брани,
Очень мало в те дни их осталось живых.

Снова эхо ведет нас в далекую битву,
Слышим грохот войны. И проклятье людей,
Видим алую кровь. И предсмертные лица,
Опаленную плоть Украины моей.

Все смешалось вокруг: пушки, танки и люди,
Словно смерч пролетел над любимой землей,
Слышен голос земли, рев армейских орудий
И солдата "Ура!" в той атаке лихой.

Каждый год над тобой мчит косяк журавлиный,
Улетает на юг до цветущей весны,
Сверху виден курган, обелиск несравнимый,
Под которым лежат ветераны войны.

Битву ту не забыть. Она с нами и ныне,
 Как громили врага на плацдарме с тобой,
Как шагали вперед той войны исполины,
Как сражались они за курган вековой.

И к нему каждый год в день Великой Победы
Поклониться идут люди нашей Земли,
Чтоб отдать дань местам, где сражались деды,
И цветы возложить у подножья могил.

*   *   *

Виниченко В.

Нечаев курган


Тревожным криком поле оглашая,
Летит, кружится стая журавлей,
Где в тишине стоит курган Нечаев,
Оберегая вечный сон парней.

Покой сынов былой Страны Советов,
Что здесь в сорок четвертом полегли, -
Из жарких тех боев ушли в бессмертье,
Разбив врага измученной земли.

К высокому кургану, словно руки,
Простерла ветви лесополоса.
Для тысячи пятьсот семей разлуки
С любимыми та битва принесла.

Хранитель тайн - Нечаева Могила,
Быть может, усыпальница царей, -
Землей, политой кровью, их прикрыла,
Прилегших отдохнуть богатырей.

Несут тюльпаны к плитам ветераны,
И чтят родимых близкие в слезах.
Тут монумент воздвигнул ферросплавный
В честь подвига солдатского в веках.

Кругом - хлеба высокие на радость,
Волнуясь, к высоте легенд текут,
И слышится в их звоне благодарность
Героям за всю эту красоту.
 
В послевоенные годы приступить к исследованию Нечаевой могилы планировали такие выдающиеся археологи того времени, как Тереножкин А.И. и Мозолевский Б.Н., однако раскопки так и не были начаты. Скорее всего, главной причиной тому стало опасение за жизни людей, ведь в древнем кургане со времен войны могли оставаться неразорвавшиеся авиационные бомбы и артиллерийские снаряды.
 
Нечаева могила. Никопольский район. 2010 г.
Фото: Алена Рудоманова
Таким образом, Нечаева могила остается неисследованной и по сей день. Этот древний курган возвышается над степью, продолжая хранить свои тайны… 
Иногда Нечаеву могилу также называют Гегелиной. Откуда происходит это название? В 90-ых годах прошлого века заведующим отделом археологии и древней истории Никопольского краеведческого музея Василием Шатуновым был установлен факт переписки одного из членов семьи Нечаевых с помещицей Гегелиной. По всей видимости, Гегелины были соседями Нечаевых, а древний курган прежде находился на принадлежавшей им земле. Отсюда и происходит одно из его названий - Гегелина Могила. Нечаевы могли купить эту землю у Гегелиных еще до второй половины ХІХ в., после чего за расположенным на ней курганом закрепилось более позднее и распространенное название - Нечаєва Могила.
Скифские курганы Никопольщины
Рисунок Торопа С.О.
 Исчезающая история
Скифские курганы… Когда-то этими величественными «степными пирамидами» восхищались все побывавшие в наших краях путешественники. Великий русский писатель А.П.Чехов был убежден, что они простоят еще тысячу лет, однако понадобилось лишь одно столетие, чтобы в прямом смысле этого слова стереть большинство скифских курганов с лица земли. Не случайно еще в конце ХХ века Б.Н. Мозолевский отмечал: «Злободневным остается вопрос и о реконструкции исследованных курганов - ведь они - неотъемлемая часть нашего степного ландшафта. Степь не может оставаться ровной, как стол. Там, где это не мешает хозяйственной деятельности, исследованные курганы следует насыпать вновь, а те из них, в которых выявлены выдающиеся погребения, превратить в музеи. Это наша священная обязанность перед будущими поколениями: мы не имеем права уничтожать то, что создано руками наших предков. Поэтому самой большой моей гордостью является не находка пекторали, а восстановление после исследования насыпи скифского царского кургана поблизости от станции Желтокаменки на Апостоловщине. Это была первая такого рода попытка… Несмотря на все раскопки и разрушения, мы все еще настолько богаты, что даже не знаем счета своим богатствам: ни один человек не может сказать сегодня, сколько стоит на Украине курганов. И если не взяться своевременно считать, то можно дожить до тех времен, когда вообще считать будет нечего. Кстати, такая беда уже произошла в некоторых западноевропейских странах. В частности, в Англии и Швеции для возобновления исторического ландшафта начали снова насыпать курганы».
 
Курган Драная Кохта до раскопок. Станция Желтокаменка. Днепропетровская область
Слова Бориса Николаевича оказались пророческими. Так, до недавнего времени ни в одном из районов Днепропетровской области не было известно точное число скифских захоронений. Только приблизительно общая площадь - 500 га и, например, что в Солонянском районе уцелели 320 курганов. Более 200, по данным областной прокуратуры, распаханы за последние несколько лет! В Апостоловском и Магдалиновском районах еще несколько лет назад было распахано более 90% курганов. Это при том, что в нашей области к концу 2005 г. было исследовано не более 40% скифских захоронений. Не лучшим образом обстоит дело с охраной исторических памятников и на Никопольщине. Некогда сплошь покрытые сотнями больших и малых курганов здешние просторы изменились до неузнаваемости. «Степные пирамиды» уже давно не являются своеобразной визитной карточкой нашего края. Кладоискатели второй половины ХІХ - начала ХХ вв., горе-мелиораторы эпохи развитого социализма, современные «черные археологи», оснащенные по последнему слову техники… Кто только не приложил руку к их уничтожению!
Этот многострадальный скифский курган дважды за последнее десятилетие
подвергался нападению "черных" археологов. 2010 г.
Фото: Рудоманова А.Е.
Как это ни горько осознавать, больше всех повинны в исчезновении курганов сами жители Никопольского района. Скифские захоронения, прежде находившиеся на территориях колхозов, а ныне всевозможных КСП, ООО, ЧП и т.п. распахивались десятилетиями. В наши дни вандалами расхищаются даже алюминиевые охранные знаки. Если не принять соответствующих мер, то всего через пару десятилетий никопольская земля, действительно, станет ровной, как стол. Последние «степные пирамиды» бесследно исчезнут, унеся с собой десятки, а то и целые сотни, нераскрытых тайн Великой Скифии. И ничто больше не будет напоминать о величественных курганах, за которые царь Идантрис и славное скифское войско были готовы биться насмерть с любыми завоевателями.
Работа "черных археологов" на Никопольщине. 2010 г.
Фото: Рудоманова А.Е.
skifski kurgany122
skifski kurgany123
skifski kurgany124
Попытка ограбления скифского кургана на территории
Апостоловского района Днепропетровской области. Май 2013 г.
Фото: Белоцерковская Л.Н.

Справка

Другие наиболее известные скифские курганы Северного Причерноморья и Крыма

Куль-Оба (окрестности г. Керчи, Крым)

Исследован  в сентябре 1830 г. смотрителем керченских соляных озер Павлом Дюбрюксом.

План склепа Куль-Обы. IV в. до н.э.
І - вход; ІІ - погребение мужчины; ІІІ - дополнительное отделение в саркофаге мужчины;
ІV - погребение женщины; V - погребение слуги; VI - жертвенная еда; VII - копья; VIII - посуда
 
В ходе раскопок было обнаружено захоронение  знатного скифа (возможно царя), в украшенном золотыми бляшками головном уборе с массивной золотой гривной (461 г) на шее и золотыми браслетами на руках и ногах. Здесь же были найдены его меч и лук (рукоять, ножны меча, футляр горита обложены золотыми пластинами), оплетенную золотой лентой рукоять нагайки, точильный камень в золотой оправе, золотую чашу с чеканным изображением бородатой головы скифа и маски медузы Горгоны. Рядом лежал скелет женщины - очевидно, его жены или наложницы. Она была погребена в расшитом множеством золотых бляшек наряде, с ожерельем и массивной золотой гривной (473 г) на шее. Ее голову украшала диадема с золотыми подвесками. Подвески были украшены изображениями головы богини Афины Партенос в шлеме.

Самая выдающаяся находка Куль-Обы - круглый электровый сосуд, украшенный сценами скифского военного быта. Ныне хранится в Государственном Эрмитаже (г. Санкт-Петербург, Россия). Благодаря изображениям на этом сосуде, ученые впервые получили представление о внешнем облике, одежде и вооружении скифов. Были подтверждены сообщения древних историков об этом кочевом народе. Сообщения о сокровищах Куль-Обы вызвали в Крыму и Северном Причерноморье настоящую золотую лихорадку.



Солоха (левый берег Днепра, недалеко от Никополя, с. Большая Знаменка)

Курган имел высоту более 18 м. В 1912-1913 гг. его раскопками руководил профессор Петербургского университета Николай Веселовский (1848-1918 гг.).
 
Веселовский Н.И.
Фото: www.rulex.ru
 
Исследователю удалось впервые обнаружить абсолютно не тронутое и не разграбленное  погребение скифского царя! В царской могиле было найдено украшенное обкладками из благородных металлов оружие, бронзовый греческий шлем, 6 серебряных сосудов и множество ювелирных изделий из золота и серебра.
 
План боковой гробницы Солохи.  IV в. до н.э.
І - входная яма; ІІ - стенка из сырцовой глины среди дромоса;
ІІІ - камера с основным погребением; IV, V - погребение слуг; VI, VII - хозяйственные ниши
Самой выдающейся находкой Солохи, прославившейся на весь мир, был золотой гребень, лежавший у изголовья царя. Ныне он хранится в Государственном Эрмитаже (г. Санкт-Петербург, Россия). Вес его составляет 294 г, высота 12,3 см, ширина 10,2 см. Гребень состоит из 19 длинных четырехгранных зубьев, соединенных из фигур лежащих львов. Над ним скульптурная, изображающая трех сражающихся воинов-скифов - двух конных и пешего. Один из всадников уже вынужден продолжить сражение пешим - его раненый конь лежит на земле, истекая кровью. Греческий мастер, изготовивший гребень, постарался передать даже малейшие детали. Сражающиеся воины длинноволосы и бородаты. Они одеты в характерные скифские куртки и длинные штаны, обуты в мягкие сапоги. Двое воинов облачены в защитные панцири, а у конного скифа (возможно, царя) - на голове греческий шлем.

 
Гайманова могила (Запорожская область)
Курган имел высоту 8 м, а его диаметр составлял 70 м.
Гайманова могила до раскопок. с. Балки Запорожской обл.
В 1970 г. он был вскрыт  и исследован экспедицией Академии наук УССР во главе с киевским археологом В.И. Бадзилей. При расчистке ограбленной еще в древности погребальной камеры археологи нашли не разграбленный тайник. В нем находились уникальные изделия из золота и серебра - чаши, кубки, килики, большой серебряный хитон с широким золотым орнаментированным раструбом и золотым наконечником.
 Мелитопольский курган (Запорожская область)
Курган располагался на северо-западной окраине г. Мелитополя. В 1954 г. он был исследован экспедицией Института археологии АН УССР под руководством А.И. Тереножкина. В женском захоронении удалось обнаружить около 4000 золотых украшений от древнего наряда. Мужское захоронение (по всей видимости знатного скифа) оказалось дочиста разграбленным еще в давние времена, однако в тщательно замаскированном тайнике археологи нашли портупейный пояс с бронзовым набором, обшитую четырехугольными золотыми пластинками ленту и золотую обшивку горита со сценами мифа об Ахилле (аналогичную с чертомлыкской).
 

Украшения из женского погребения. Золото, бронза. IV в. до н.э.
Обшивка горита. Золото. IV в. до н.э.
Хомина Могила (Никопольский район, Днепропетровская область)

Курган находился всего в 4 км от знаменитого Чертомлыка и был исследован в 1970 г. экспедицией под руководством Б.Н. Мозолевского. Наибольшую известность Хоминой Могиле принесла центральная гробница, где были обнаружены уздечки с серебряным и позолоченным набором, конский нахрапник (серебро с позолотой), ручка чаши в виде кабана (золото, серебро), очевидно изготовленные в конце IV в. до н.э.
 
Реконструкция уздечки с позолоченным набором из Хоминой могилы. IV в. до н.э.
 
Набор уздечковых украшений. IV в. до н.э. 
 
Ручка деревянной чаши в виде дикого кабана. Золото, серебро. Конец IV в. до н.э. 
Конский нахрапник. Серебро с позолотой. Конец IV в. до н.э.
 
Оба набора уздечек поразили исследователей своей необычностью. Один из них (серебряный) был изготовлен из больших прямоугольных и круглых пластинок, наспех покрытых совсем не характерным для Скифии геометрическим орнаментом. Второй (серебро с позолотой) - отличался бляхами со стилизованными изображениями фантастических существ. На массивном нахрапнике методом штамповки были нанесены два орла, клюющих голову львицы, а над ними - льва с раскрытой пастью. Художественные особенности набора указывали на его фракийское происхождение.

Интересные факты

  • Первым разрытым в степи курганом стала Литая Могила (Красная Могила), которая находилась в 30 верстах от г. Елисаветграда (ныне - Кировоград). Он был раскопан в 1763 г. по приказу генерал-губернатора Новороссийского края О.П. Мельгунова. Найденные в кургане сокровища («мельгуновский клад») он подарил императрице Екатерине ІІ. Среди них были золотая диадема, обкладки ножен и рукоятки меча с изображением реальных и фантастических животных, золотые бляшки и т.д. Интересно, что все они были датированы учеными концом VII - началом VI вв. до н.э. или временем походов скифов в Переднюю Азию. Выявить другие скифские драгоценности, относящиеся к этому периоду, археологам пока не удалось.
Деталь золотых ножен для меча из Мельгуновского кургана
Фото: www.bibliotekar.ru 
  • Первым обнаружили сокровища Куль-Обы керченский грек, искавший в окрестностях города пригодный для строительства камень. Случайно он наткнулся на склеп, сложенный из тесаных камней. Пробравшись в него, грек был поражен обилием золотых предметов. Это произошло в конце декабря 1820 года - почти за 10 лет до исследований Павла Дюбрюкса (Поля Дю Брюкса), открывшего для всего мира сокровища скифского погребения. Вскоре местные власти отправили находки генерал-губернатору Новороссийского края графу Ланжерону. В их числе был массивный шейный обруч из электра (сплава золота и серебра), украшенный на концах львиными головками, 2 золотых браслета, небольшая электровая статуэтка… Судьба этих находок до сих пор неизвестна! Считается, что от графа Ланжерона они поступили в Одесский музей, хотя на самом деле их там нет и никогда не было.
  • Две пары золотых подвесок, обнаруженных в Куль-Обе (Крым, Украина), сделаны столь поразительно-тонко, что изображения на них можно рассмотреть лишь через… сильное увеличительное стекло. Само по себе возникает предположение, что изготовившие их мастера. Очевидно жившие в одном из греческих городов-государств, во время работы пользовались оптическими приборами. До недавнего времени сама мысль об их существовании в Древнюю эпоху казалась фантастикой, хотя еще Генрих Шлиман находил в развалинах Трои около 50 линз. Одна из них особенно выделялась совершенством выделки и следами знакомства с инструментами гравера. Современные археологи обнаружили в Кноссе (Крит) целую мастерскую по производству увеличительных линз, относящуюся к минойской эпохе. Вполне возможно, что часть изделий этой мастерской предназначалась для экспорта.
  • Первые сообщения о несметных богатствах скифских курганов вызвали настоящую «золотую лихорадку». Среди грабителей ХІХ века существовало убеждение, что обнаружить богатое древнее захоронение можно с помощью…молнии. Перед грозой они выходили в степь, прятались в заранее приготовленные укрытия и во время ненастья отмечали места, куда ударяла молния. После грозы именно с этих начинали поиск древних кладов и, что особенно удивительно, часто их находили. Особенно благоприятным считалось попадание молнии в курган. Это, по мнению кладоискателей, служило явным указанием на то, что курган не разграблен и скрывает несметные сокровища.
  • Изучив кости животных (коней, диких кабанов, оленей), обнаруженных в глубоком рву возле кургана Толстая Могила (Никопольский район, Днепропетровская область), палеозоолог В.И. Бибикова установила, что в поминальной тризне принимало участие от 2,5 до 3 тыс. человек. Примерно такое же количество людей принимало участие в сооружении насыпи кургана, землю для которого возили на возах из заплавы речки Соленой, расположенной в 5 км от Толстой Могилы. Исходя из возможностей одного работника с возом (2 ходки в день по 0,5 м3 земли) археолог Б. Мозолевский подсчитал, что на сооружение кургана ушло от 4 до 8 дней.
  • Только за последние 5 лет в Днепропетровской области археологами обнаружено около 3 тыс. древних курганов, грунтовых могил, древних поселений, стоянок и городищ, большинство из которых не имеет определенных визуальных признаков.
  • На Никопольщине и по всему югу Украины с давних времен наблюдали явления, когда растущие рядом дикие растения одного вида (чаще всего, полынь и чебрец) образовывали круги правильной формы (диаметром от 30 см до 2 м), а также дуги и полумесяцы. Природа этих аномалий пока не изучена. Не поддается объяснению и тот факт, что места их наиболее частых наблюдений примерно совпадают с… местами расположения скифских курганов и погребений бронзового века.
 
Места наблюдения растительных аномалий
  • В Иранском Курдистане (район г. Саккыз) открыто богатейшее погребение скифского царя, относящееся к концу VII в. до н.э. В нем было найдено немало предметов древневосточного производства, полученных как добыча, подарки или дань, а также скифское оружие, предметы конской узды, украшенные в раннескифском зверином стиле. По мнению ученых, именно Иранский Курдистан мог быть опорным пунктом скифских царей во время их переднеазиатских походов.
  • Позднескифские памятники Крыма и Нижнего Приднепровья (III в. до н.э. - IV в. н.э.)
 
 1 - Ак-Кая (Белая Скала); 2 - Чардаклы; 3 - Тайган;
4 - Новокленово; 5 - Аргын; 6 - Нейзац (Красногорское);
7 - Зуйськое Верхнее; 8, 9 - Зуйские; 10 - Соловьевка;
11 - Городцы; 12 - Толбаш; 13 - Хан-Ели; 14 - Дружное;
15 - Брусилово; 16 - Калиновка; 17 - Сарабуз; 18 - Дмитрово;
19 - Кермен-Кыр (Красное), Фруктовое; 20 - Неаполь;
21 - Залесье; 22 - Лозовое; 23 - Тахта-Джама; 24 - Пионерское;
25 - Джалман; 26 - Золотое Ярмо; 27 - Доброе (Мамут-Султан);
28 - Кизил-Коба (Красная пещера); 29 - Тавель; 30 - Терек-Ели;
31 - Таш-Джарган; 32 - Змеиное; 33 - Развилка; 34 - Красная Горка (Саблы);
35 - Долгий Бугор (Саблы); 36 - Бешуй; 37 - Скалистое II и III;
38 - Карагач; 39 - Булганак; 40 - Почтовое; 41 - Вилино; 42 - Заячье;
43 - Гора Чабовского; 44 - Альма-Кермен, Заветное; 45, 46 - Балта-Чокрак I и II;
47 - Староселье; 48, 49 - Топчи-Кой I и II; 50 - Краснозоренское;
51, 52 - Усть-Качинские; 53 - Усть-Бельбекское, Бельбек I, II и IV;
54 - Бельбек ІІІ; 55 - Инкерман; 56 - Черноречье; 57 - Песчаное (Альма-Тамак);
58 - Усть-Альминское; 59 - Кизил-Яр; 60, 61 - Кара-Тобе І, ІІ;
62 - Керкинитида; 63 - Чайка; 64 - Терекли-Конрат; 65 - Береговое;
66 - Айрчи; 67 - Южно-Донузлавское; 68 - Беляус; 69 - Кульчук;
70 - Лазурное; 71 - Терпанчи; 72 - Джан-Баба (Марьино);
73 - Караджи; 74 - Калос-Лимен (Прекрасная Гавань, Чорноморское);
75 - Белозерка; 76 - Понятовка; 77 - Николаевка; 78 - Любимовка;
79 - Каиры; 80 - Старошведское; 81 - Красный Маяк; 82 - Горностаевка;
83 - Консуловка; 84 - Большая Лепетиха; 85 - Саблуковка;86 - Гановка;
87 - Гавриловка; 88 - Золотая Балка; 89 - Знаменка.
  • Позднескифские памятники (Ш в. до н.э. - IV в. н.э.) расположены в Крыму и по обеим берегам низовьев Днепра (от устья до г. Никополя). Эта территория, по свидетельству Страбона, стала называться Малой Скифией. Часть скифского населения перекочевала «за Тиру и Истр» (в область Добруджи). Данные земли так же стали называться Малой Скифией. На Нижнем Днепре самым северным и крупным городищем было Знаменское - акрополь Каменского городища (см. статью «Скифская торговля»). Название ряда населенных пунктов того времени указывает Птолемей (II  в. н.э.): Азагарий, Амадока, Сар, Серим, Метрополь, Борисфен (по берегам Днепра), Леин, Сарбак, Ниос (по его рукаву). В начале позднескифского периода погребения, как и прежде, совершаются в курганах: самые ранние из них датируются III в. до н.э., самые поздние - I-II вв. н.э. Затем, в связи с переходом скифов к оседлой жизни, распространяются бескурганные могилы, которые со II в. до н.э. полностью преобладают. Наиболее ранним из бескурганных могильников является Золотая Балка (І в. до н.э. - начало ІІ в. н.э.). Во время археологических раскопок здесь были выявлены погребения следующих типов: 61 земляной склеп, 5 подбойных, 14 грунтовых ям и 3 каменных ящика.
Погребение поздних скифов Нижнего Приднепровья. ІІІ в. до н.э.
 .
  • Понятие «скифский мир» отнюдь не ограничивается Никопольщиной и даже всем Северным Причерноморьем, которые в течение не одного столетия служили его главным военно-политическим, духовным и торгово-ремесленным центром. Он включал в себя совокупность родственных по культуре, языку и обычаям кочевых и полукочевых народов, живших на огромной территории - от Дуная до Амура. Уникальную евразийскую степную империю, которая в давние времена была главным соперником крупнейших империй античности и Востока. О культурном и духовном родстве живших за многие сотни километров друг от друга племен, о развитии постоянных торговых связей между ними неопровержимо свидетельствуют изделия «зверинного стиля», обнаруженные в Приднепровье, на Кубани, Северном Кавказе, Урале и во многих других местах.

План захоронения центрального кургана Филипповского могильника. Южный Урал

 
Голова хищника. Филипповский могильник. Южный Урал

 .
.
Иллюстрации:
  1. Мозолевський Б.М. Скіфський степ. - К. : Наукова думка, 1983. - 200 с.
  2. Петухов Ю.Д., Васильева Н.И. Евразийская империя скифов. - М. : Вече, 2007. - 400 с.
Перевод в электронный вид: Бутенко О.П.

На нашем сайте Вы можете узнать больше о пекторали:
На нашем сайте Вы можете узнать больше о выдающемся украинском археологе (благодаря которому были открыты многие сокровища скифских курганов, в том числе и знаменитая золотая пектораль), кандидате исторических наук, а также проникновенном лирике, поэте тонкой души Мозолевском Борисе Николаевиче:
На нашем сайте Вы также можете прочитать посвященые Нечаевой Могиле стихи:
На нашем сайте Вы можете узнать больше об истории Никопольщины:
Останнє оновлення на Середа, 24 липня 2013, 09:35
 
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting