История Никопольщины - Древняя история | |||
Середа, 09 грудня 2009, 16:20 | |||
Тороп С.О.
Скифские воительницы
Упражнения с оружием
Описывая быт и обычаи скифов, античные авторы не раз упоминают о бесправии и замкнутом образе жизни скифских женщин. Из их произведений мы узнаем, что вся жизнь скифянок была посвящена домашним занятиям и обслуживанию семьи, в которой они занимали подчиненное положение. У скифов (особенно знатных) существовало многоженство. Более привилегированное положение занимала старшая жена. В самом униженном положении находились наложницы. Погребение скифского воина обычно сопровождалось жертвоприношением младшей жены или наложницы. Подчиненное, более низкое положение скифянок прослеживалось даже в погребальных обрядах. Рядовых женщин и наложниц хоронили в простых грунтовых могильниках без курганных насыпей.
Скифская женщина.
Реконструкция Торопа С.О. по материалам раскопок
в скифском кургане в окресностях г. Никополя
Современные археологические исследования во многом подтверждают свидетельства древних авторов. Однако целый ряд находок абсолютно не вписывается в уже сложившиеся представления о скифских женщинах, как о забитых и бесправных существах. В курганах Северного Причерноморья (в том числе и на территории Никопольского района) во второй половине ХХ - начале ХХI вв. обнаружено немало погребений женщин, при которых помимо женских принадлежностей (пряслиц от веретен, зеркал, украшений) встречается оружие, ничем не отличающееся от мужского: копья и дротики, колчаны со стрелами, камни от пращей…
При исследовании кургана № 13 (Капуловка I, Никопольский район) археологами было обнаружено захоронение молодой скифской женщины или девушки. Кисть погребенной сжимала ручку бронзового зеркальца, а возле нее ученые выявили немало типично женских украшений (золотые серьги, ожерелье из золотых бусин, чередующихся с подвесками в виде парных золотых колечек и т.д.), а также предметов туалета. Но в погребальной камере находились и другие предметы - абсолютно не свойственные для «забитых и бесправных» скифянок. Непосредственно за черепом находился колчанный набор, состоявший из 52 бронзовых наконечников стрел, обращенных остриями в южную сторону. Стрелы лежали компактной кучкой в несколько рядов. Справа от скелета были найдены лежавшие рядом наконечники копья и дротики, а также подток копья. Дротик имел жаловидное перо и узкую втулку, переходящую в массивный стержень. Длина наконечника составляла 40 см, длина пера - 6,5 см, диаметр втулки - 2,5 см. Рядом с ним лежал наконечник копья длиной 44 см (длина пера - 32 см, диаметр втулки - 3 см). Железный подток цилиндрической формы имел длину 17 см, диаметр - 2,5 см. Стоит отметить, что подобные наконечники копий и дротиков характерны для захоронений скифских воинов IV в. до н.э., обнаруженных как в курганной группе Капуловка I, так и в других курганах на территории Никопольского района.
Капуловка І, курган № 13. Никопольский район
1 - наконечник дротика, 2 - наконечник копья,
3 - подток копья, 4 - стрелы из колчанного набора
Стрелы из колчанного набора
Подобный набор оружия был обнаружен археологами и в кургане № 1 (Капуловка II, Никопольский район), во время раскопок скифского женского захоронения середины IV в. до н.э. Наряду с глиняным пряслицем, железным шилом, бронзовым зеркалом, бронзовыми и золотыми украшениями, посудой и прочими предметами, характерными для скифских женских захоронений, в погребальной камере находились состоявший из 24 стрел колчанный набор, а также наконечники копья и дротика. Их древки, судя по местонахождению подтока от копья, тянулись к ногам погребенной. Длина всего копья (вместе с наконечником и подтоком) составляла 2 м.
Капуловка ІІ, курган № 1. Никопольский район
1 - наконечник дротика, 2 - наконечник копья,
3 - подток копья, 4 - стрелы
Обломок подтока от копья или дротика, наконечники стрел (по-видимому, входивших в колчанный набор) найдены в кургане № 11, относящемуся к курганной группе близ Богдановской обогатительной фабрики (окраина г. Орджоникидзе, Никопольский район). К сожалению, могила подверглась разграблению еще в древнее время, но о том, что она принадлежала скифской женщине или девушке красноречиво свидетельствовали обнаруженные в погребальной камере костяной набор веретена (состоял из 5 частей) и серебряные серьги с золотыми подвесками в виде медальона с изображением головы Афины в шлеме. К нижней части медальона были прикреплены 7 амфоровидных подвесок на петельках.
Вещи из кургана № 11. Группа Богдановской обогатительной фабрики. Никопольский район
1 - золотая подвеска в виде соединенных между собой замкнутых колечек,
2 - наконечник стрелы, 3 - свинцовое пряслице,
4 - обломок железного подтока от копья или дротика,
5 - костяной набор веретена,
6 - серебряные серьги с золотыми подвесками,
7 - костяная рукоятка от железного ножа с лезвием
В кургане № 13, относящемуся к той же курганной группе, вновь было обнаружено захоронение скифской женщины с оружием. За черепом погребенной лежал истлевший кожаный колчан со стрелами, древки которых сохранились почти на всю длину. Часть стрел имела бронзовые наконечники, часть была цельно деревянной. На колчане лежал железный нож с костяной рукоятью. За колчаном располагались глиняное пряслице и железное шильце, а под левым плечом погребенной - бронзовое зеркало с железной ручкой.
Внимание археологов привлекли и лежавшие в северо-западном углу могилы крупные части большого деревянного предмета - скорее всего, щита. Он как бы был покрыт белым лаком и расписан красной и зеленой красками.
Курган № 13, группа Богдановской обагатительной фабрики. Никопольский район
1 - остатки кожаного колчана со стрелами, 2 - обломок деревянного щита
Я привел далеко не полный список подобных захоронений, обнаруженных на территории Никопольского района. Итак, факт распространения в среде скифских женщин военных упражнений и их знакомства с оружием,, думаю, не требует лишних доказательств.
В одном из женских погребений, выявленных недалеко от города Орджоникидзе, в колчанном наборе воительницы, наряду с парой десятков наконечников «боевых» стрел, были обнаружены две цельнодеревянные стрелы. Для какой цели предназначались эти бутафорские «боеприпасы»? Вполне возможно, что они имели культовое значение и служили для поражения некой символической цели во время проведения определенного религиозного обряда.
Цельнодеревянные стрелы.
Группа БОФ, курган № 13, могила № 2
Уместно также предположить, учитывая молодой возраст погребенной (захоронение принадлежало скифской девушке), что данные стрелы являлись «учебными». Они могли служить для обучения премудростям стрельбы из лука. Однако по поводу «бутафорских» стрел у меня недавно возникла еще одна версия. Геродот, побывавший в Северной Африке в V в. до н.э., застал на озере Тритонида (в Тунисе) племя, жившее еще «по обычаям амазонок».
Разрез могилы № 2.
Группа БОФ, курган № 13
Далее «отец истории» отмечает, что на ежегодном празднике местные девушки, «разделившиеся на две партии, сражались друг с другом камнями и палками». Как известно из античных источников, в честь бога войны скифы ежегодно устраивали празднества, на которых особо отличившиеся воины награждались чашей вина. Неотъемлемыми атрибутами этих мероприятий были ритуальные танцы и состязания по борьбе и стрельбе из лука, сцены из которых изображены на некоторых золотых бляшках.
Скифская воительница.
Реконструкция Торопа С.О. по находкам в окрестностях с. Капуловки и г. Орджоникидзе.
Никопольский район
Не исключено, что во время посвященных богу войны празднеств, скифские девушки и молодые женщины, разделившись на две части, устраивали «потешные бои», сражаясь бутафорскими копьями и осыпая «условного противника» градом деревянных стрел. Вполне возможно, что подобные «потешные сражения» могли проводить и скифские юноши. По всей видимости, отголоски именно этих давних обрядов сохранялись во многих местах бывшего Советского Союза вплоть до 30-х годов ХХ века. По большим праздникам, чаще всего на Крещение, мужики из соседних сел или разных районов города нередко устраивали кулачные бои, сходясь «стенка на стенку». Дрались, правда, до первой крови, после чего обычно расходились по домам…
Женщины-воины
Но были ли упражнения лишь „баловством да потешными забавами”, или некоторые скифянки, совершенствуя свое умение владением оружием, всегда были готовы выступить на войну вместе с воинами-мужчинами? Изучение останков погребенных скифских женщин свидетельствует о том, что многие прижизненные повреждения и увечья были нанесены им вовсе не в ходе семейных разборок, и, скорее всего являются боевыми ранениями. Проанализировав состав оружия из скифских женских захоронений на территории Никопольщины, можно придти к выводу, что воительницы отдавали предпочтение луку со стрелами, копью и дротику. Отсутствие в подобных погребениях останков мечей, боевых топоров и прочего оружия ближнего боя наводит на мысль о том, что скифские воительницы подобным вооружением не пользовались. Возможно, потому, что, в скифской среде оно все же считалось «исконно мужским».
Места находок на территории Никопольского района скифских женских погребений с оружием
Кинжалы служили не только для самозащиты - зачастую они использовались и в ритуальных целях. Возможно также, что во время походов некоторые женщины-воины исполняли ещё и функцию жриц. Найденные в погребениях скифских воительниц ядра от пращи свидетельствуют о том, что это метательное оружие им было хорошо известно. По находке в кургане № 13 (группа Богдановской обогатительной фабрики, недалеко от г. Орджоникидзе, Никопольский район) можно предположить, что головные уборы женщин-воинов были невысокими и по своей форме напоминали древнерусскую кику XI-XIII вв. или головной убор богини Табити на известных изображениях. Они имели кожаную основу, которая закреплялась на деревянном обруче, сделанном из сплошной дощечки шириной 5-6 см и толщиной около 1 см.
Деревянный каркас от головного убора.
Находка в кургане № 13. Группа Богдановской обогатительной фабрики. Никопольский район
Скифская богиня Табити
Скифская воительница.
Реконструкция Торопа С.О. по находкам в курганах в окрестностях с. Капуловки и г. Орджоникидзе. Никопольский район
Возможно, головные уборы знатных скифянок обшивались защитными металлическими пластинами. Для подвешивания оружия служил широкий кожаный пояс. Единственным защитным вооружением женщин-вионов, похоже, являлись щиты (судя по всему, почти квадратной формы) - деревянные и обшитые кожей. Нанесенные на них в определенной последовательности полоски (обычно красные и зеленые) имели магическое значение.
Существовали ли у скифов и родственных им народов отдельные женские воинские подразделения? В трудах античных авторов содержится описание войны, которую вел знаменитый персидский царь Кир Великий с саками царя Амфора (Омарга), взяв последнего в плен. Тогда жена Аморга Спаретра собрала армию «в 300 тысяч мужчин и 200 тысяч женщин», разбила персов и освободила мужа. Даже если учесть, что древние авторы существенно завысили численность армии Спаретры, доля в ней женщин, как и их вклад в общую победу, выглядят довольно значительными. Вооруженные копьями женщины составляли основу армии царицы Тиргитао, поднявшей мятеж против своего мужа Гекатея - марионетки боспорского царя Сатира І (393-389 гг. до н.э.).
Как известно, основу скифского войска составляла царская дружина, набранная из лучших воинов, вне зависимости от их родового происхождения. Скифские женские отряды входили в состав широкого народного ополчения, созывавшегося на случай войны. Вероятнее всего, во время боя они выполняли вспомогательные функции и, осыпав противника градом стрел и каменных ядер, поспешно отступали, уступив место мужчинам, готовым сразиться с врагами в открытом бою, так сказать, лицом к лицу. Подобные подразделения могли также использоваться для прикрытия тыла и охраны путей возможного отступления.
Скифская воительница.
Реконструкция Торопа С.О. по находкам в курганах в окрестностях с. Капуловки и г. Орджоникидзе. Никопольский район
Странствующие греческие купцы и путешественники могли не раз повстречать в Северном Причерноморье и на Кубани воинские женские подразделения скифов (или родственных им племен). Так множились рассказы об амазонках, с давних времен распространенные в античном мире. Автор «Истории Александра Македонского», римский писатель Курций Руф, живший четыре века спустя, повествует о встрече великого полководца с царицей амазонок Фалестрис, якобы имевшей место в 330 г. до н.э. на южном берегу Каспийского моря. Эта дама явилась в лагерь Александра, желая зачать от героя дочь, ибо той надлежало родиться лучших царских кровей. Две недели лучшие македонские воины и амазонки, как повествует Курций Руф, предавались пьянству и любви. Великий полководец, естественно, не смог отказать прекрасной Фалестрис, после чего она отправилась в свое царство на берега Черного моря, а Александр - в Парфию.
Арриан (90/95-175 гг. до н.э.), более известный биограф македонского царя, так оценивает сказание о встрече Александра с амазонками: «Обо всем этом нет ни слова… ни у одного писателя, рассказу которого о таком исключительном событии можно было бы поверить». И все же скифские воительницы могли повстречаться с македонскими воинами. Правда, не в описанной Курцием Руфом обстановке, а на поле боя. Не исключено, что они приняли участие в разгроме 30-тысячной армии македонского наместника во Фракии Зопириона, вторгшегося на территорию Скифии в 331 г. до н.э.
Иллюстрации:
Перевод в электронный вид: Бутенко О.П.
На нашем сайте Вы можете узнать больше о выдающемся украинском археологе (благодаря которому были открыты многие сокровища скифских курганов, в том числе и знаменитая золотая пектораль), кандидате исторических наук, а также проникновенном лирике, поэте тонкой души Мозолевском Борисе Николаевиче:
На нашем сайте Вы можете узнать больше об истории Никопольщины:
|
|||
Останнє оновлення на Неділя, 07 серпня 2011, 15:38 |