История Никопольщины - Древняя история | |||
Вівторок, 02 березня 2010, 16:18 | |||
Тороп С.О.
Скифские священные места
Геродот и другие античныи авторы считали Скифию страной с четкими географическими границами. Древние историки составили довольно подробные описания тех Скифских земель, которые им удалось посетить. Как и у многих других народов того времени, у скифов существовали священные места - покрытая лесами местность под названием Гилея (Днепровские плавни) и Эксампей («Святые пути»), где протекал, впадающий в Гиппанис (Южный Буг) горький источник, носивший то же название.
Наиболее почитаемой и священной для каждого скифа землей была Гилея («Лесистая страна»), считавшаяся владениями великой змееногой богини. Согласно древней легенде, именно здесь родился Скиф - мифологический родоначальник всех скифских царей (см. статью «Скифы: происхождение и религия»).
Скифская змееногая богиня.
Изображение на конском налобнике из кургана Большая Цимбалка. Запорожская область
На современном юге Украины вы, конечно же, никакой «Лесистой страны» не найдете. По правде говоря, в наших степных краях, которые всемирное потепление климата через несколько десятилетий угрожает превратить в полупустынные, собственно, и лесов-то нет. Разве что чахлые лесополосы да лесопосадки, изрядно страдающие в летнюю пору от визитов не умеющих вести себя на природе отдыхающих. Однако так было не всегда! Всего каких-нибудь 60 лет назад на просторах от Хортицы до самого устья Днепра простиралась настоящая «Лесистая страна» - Днепровские плавни, ныне затопленные водами Каховского водохранилища.
Остатки Днепровских плавней недалеко от с. Красногригорьевка.
Никопольский район. 2009 г.
Фото: Рудоманова А.Е.
Путешествуя по Скифии, Геродот посетил Гилею, поднявшись по Днепру от его устья и до самых порогов. Упоминание об этом найдено в одной из эпиграфических памяток во время раскопок древнегреческой колонии Ольвии, существовавшей в Нижнем Побужье с VI в. до н.э. По мнению одних исследователей, Геродот поднялся по Днепру до широты современного г. Запорожья. Другие настаивают на том, что в V в. до н.э. Борисфен был судоходным лишь до мелей на месте Никополь-Каменской переправы.
Путешествие Геродота по Борисфену (Днепру)
Техническое создание карты: Стрелецкая М.В.
Днепровские плавни. XIX - начало ХХ вв.
Техническое создание карты: Волкова Е.Ф.
Во времена «отца истории» вдоль берегов Борисфена (Днепра) тянулись многочисленные пастбища, а самые высокие и сочные травы колыхались ветрами на просторах кажущегося бесконечным Великого Луга. Здешние плавневые леса состояли из непролазных зарослей тростника и рогоза, роскошных ив, величественных черных тополей, неприхотливых вязей.
Остатки Днепровских плавней. Река Базавлук. Никопольский район. 2008 г.
Фото: Рудоманов Р.С.
Остатки Днепровских плавней. Река Базавлук. Никопольский район. 2008 г. Фото: Рудоманов Р.С.
Остатки Днепровских плавней. Река Базавлук. Никопольский район. 2008 г. Фото: Рудоманов Р.С.
В них также росли ольха черная, осина, дуб и прочие деревья. По скифской священной Гилее бродили стада зубров и диких лошадей. В ее глухих уголках строили свои плотины неутомимые речные труженики бобры, гнездились гордые орланы-белохвосты, цапли, пеликаны и множество других птиц.
Днепровская вода была прозрачной и приятной на вкус. Главную реку Скифии питали сотни рек и речушек, в плавнях было много островов, озер и болот.
Остатки Днепровских плавней недалеко от о. Томаковка. Никопольский район. 2007 г.
Фото: Рудоманов Р.С.
Остатки Днепровских плавней недалеко от о. Томаковка. Никопольский район. 2007 г.
Фото: Рудоманов Р.С.
В Борисфене водились стерлядь, белуга, осетр, огромные сомы и щуки, окунь, тарань, скумбрия, камбала, язь, судак и множество другой рыбы. В его устье сама по себе оседала соль. Вероятно, под впечатлением от своего путешествия Геродот отмечал: «Это - единственная река, кроме Нила, истоков которой я не могу указать (как, кажется, и никто из эллинов)».
Остатки Днепровских плавней. 2009 г.
Фото: Фельдман О.А.
Остатки Днепровских плавней. 2009 г.
Фото: Фельдман О.А.
Остатки Днепровских плавней. 2009 г.
Фото: Фельдман О.А.
Остатки Днепровских плавней. 2009 г.
Фото: Фельдман О.А.
Известный греческий историк считал, что все скифские реки берут начало из больших озер и текут с севера на юг. Среди доступных для судоходства притоков Борисфена он называет Пантикап. Некоторые ученые переводят название этой реки как «Водный путь» («Пант» - путь, «ап» - вода). По описанию Геродота, она текла по лесистой стране Гилее и сливалась с Борисфеном. Скорее всего, речь идет о Конке. Сегодня эта река протекает только по территории Запорожской области, имеет длину 152,2 км и площадь водосбора - 2 580 км2. Во времена Геродота, как, впрочем, и в более поздние, она, действительно, была судоходной. Известный исследователь запорожского казачества Дмитрий Яворницкий оставил о Конке такие воспоминания: «Конка настолько глубока, что по ней совершенно свободно могут ходить пароходы; здесь же она покрыта таким прекрасным лесом и травой, что ее берега местами делаются совершенно непроходимыми… Она течет по такому извилистому руслу, что местами кажется не рекой, а глухим закрытым озером, плывешь-плывешь по ней и вдруг кажется, как будто дальше плыть некуда; но сделайте два-три взмаха веслами, и перед вами длинная-предлинная панорама, да какая! Чистейшая, точно зеркало, вода, зеленый, точно изумруд, лес и прозрачное чистое небо, какое можно видеть только в одной Италии».
Дмитрий Яворницкий. 1885 г.
Фото: uk.wikipedia.org
Не мудрено, что скифы поселили одну из своих наиболее почитаемых богинь среди такой неповторимой природы. Осквернение земли священной Гилеи, не зависимо от того, кем оно было совершено, каралось смертью. Геродот повествует о кровавой трагедии, произошедшей здесь около 550 г. до н.э.
Известный в Греции как философ скифский царевич Анахарсис (сын царя Гнура) во время своего пребывания на острове Кизик посетил праздник, устроенный эллинами в честь своей Великой Богини. Он был настолько восхищен увиденным, что поклялся небу, в случае благополучного возвращения домой, принести греческой богине жертву, согласно обряду, существовавшему у кизикийцев. Вернувшись на родину, Анахарсис отправился в лесистую Гилею и совершил обещанное. Праздник длился всю ночь… Обо всем, что произошло в плавнях, стало известно его брату, царю Савлию. Он лично прибыл в Гилею и на месте убил Анахарсиса… Во времена Геродота эти события уже давно превратились в «преданья старины глубокой». Вероятно, поэтому он повествует о них упрощенно - его рассказ о трагической судьбе Анахарсиса напоминает старинную легенду. Очевидно, что царевич-философ поплатился жизнью за пристрастие к чужим богам, но все же главной причиной жестокой расправы над ним стало осквернение священной Гилеи. Скифы восприняли устроенное Анахарсисом в честь греческой богини празднество как подлинное святотатство и дерзкую политическую демонстрацию, направленную против основ их общественного строя. Характерно, что в рассказах Геродота все важнейшие решения принимались не от имени царя, а от «всех скифов». У воинственных кочевников власть царя ограничивалась «советом скифов» - народным собранием. Этот высший законодательный орган имел право смещать царей и назначать новых из числа членов царского рода. В данном случае честь царского рода оказалась запятнанной! Вот почему Савлий незамедлительно прибыл во «владения великой змееногой богини» и собственноручно покарал брата.
Даже после того, как в III в. до н.э. основная масса населения вынуждена была переселиться в Крым, скифы еще не одну сотню лет продолжали удерживать узкую полоску по обоим берегам Нижнего Днепра (в частности, акрополь Каменского городища и Никополь-Каменскую переправу) - территории, непосредственно примыкающие к священной Гилее. Помимо стратегического они, очевидно, продолжали иметь и огромное сакральное значение. Здесь, как и в Крыму, в III-II вв. до н.э. появляются укрепленные поселения.
Скифский царь в священной Гилее
Рисунок Торопа С.О.
Другое священное место скифов носило название Эксампей («Святые пути»). Здесь протекал одноименный левобережный приток Гипаниса (Южного Буга), вода в котором была горькой и неприятной на вкус. Большинство исследователей отождествляют его с рекой Синюхой, протекающей по территории современной Николаевской области.
Река Синюха. Снимок из космоса
Фото: www.kmist.nm.ru
Во времена Скифии в этой местности стоял огромный бронзовый котел, отлитый по приказу царя Арианта (около 650 г. до н.э.). Однажды этот царь решил узнать численность своего народа и провел своеобразную «перепись населения». Кстати, первую на территории нашей страны! Под угрозой казни он приказал всем взрослым скифским мужчинам принести по одному бронзовому наконечнику стрелы. Их оказалось так много, что скифский царь решил соорудить себе из них памятник. Ариант велел расплавить все наконечники стрел и отлить из них огромную медную посудину. Вскоре она была установлена в священной местности под названием Эксампей. Геродот уверял, что видел эту посудину своими глазами. По его словам, она вмещала 600 амфор (не менее 6 тыс. литров), а толщина ее стенок составляла шесть пальцев.
Скифский котел. Бронза IV в. до н.э.
Иллюстрации:
Перевод в электронный вид: Бутенко О.П.
На нашем сайте Вы можете узнать больше о выдающемся украинском археологе (благодаря которому были открыты многие сокровища скифских курганов, в том числе и знаменитая золотая пектораль), кандидате исторических наук, а также проникновенном лирике, поэте тонкой души Мозолевском Борисе Николаевиче:
На нашем сайте Вы можете узнать больше об истории Никопольщины:
|
|||
Останнє оновлення на Неділя, 07 серпня 2011, 15:53 |