PDF Друк e-mail
История Никопольщины - В годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.)
Вівторок, 28 січня 2014, 11:23

Милявский М.С.
Заслуженный учитель Украины,
участник боевых действий в ВОВ,
Почетный гражданин г. Никополя (Украина) 
г. Иерусалим, Израиль
Биография

Перевод с украинского: Бутенко О.П.

.

Взрыв


В годы Великой Отечественной войны в боях на Никопольском плацдарме героизмом и отвагой отметился летчик - младший лейтенант Константин Макарович Смуров. Во время разгрома враждебной группировки в районе станции Мировая Константин Смуров повторил бессмертный подвиг легендарного Гастелло.


Будто от землетрясения вздрагивала земля, посеченная свинцом и металлом, охваченная пламенем и пожарищем. Войска 4-го Украинского фронта вели упорные бои на Никопольском плацдарме в районе села Верхний Рогачик. Наши батальоны и полки пытались прорвать оборону на этом участке фронта, но противник оказывал отчаянное сопротивление. Фашисты подтягивали резервы с правого берега Днепра. Прифронтовые станции наводнялись вражескими эшелонами.


2 ноября 1943 года в два часа дня наша авиаэскадрилия получила боевой приказ: нанести штурмовой удар по колонне вражеских танков, которая двигалась по дороге Чкалово-Никополь, как об этом доложила разведка. Сорвать это движение бронированной армады - значит ослабить передний край противника и способствуя прорыву вражеской обороны, выйти к берегам Днепра.


Погода была ясной. Видимость хорошая. Запасной целью определена станция Мировая.


Шесть штурмовиков и шесть истребителей через пятнадцать минут после получения приказа поднялись в воздух. В составе шести штурмовиков во главе с Героем Советского Союза Карагуным был самолет летчика Константина Смурова и стрелка-радиста Михаила Пащенко. На дороге Чкалово-Никополь танковой колонны не оказалось. Авиаторы приняли решение: идти на запасную цель.


Вот под крыльями звездоносных самолетов проплывает станция Мировая. На этой станции находились бензосклад и эшелоны с горючим и боевой техникой.


Выстроившись в боевой порядок, советские штурмовики начали бомбить станцию. Первое мероприятие прошло удачно. На втором заходе вдруг заговорили зенитные пушки врага.


Самолет Константина Смурова и Михаила Пащенко, который шел крайним в шестерке, вступил в поединок с фашистской зенитной батареей, чтобы дать возможность товарищам завершить бомбовый удар, а потом обстрелять эшелоны противника.


Набрав высоту, летчики направили всю огневую силу своего самолета на зенитные батареи, за несколько минут заставили их смолкнуть. В это же время летчики других штурмовиков успели пройти над станцией и пошли на новый заход.


Вдруг открыла огонь вторая батарея противника. Боевые друзья увидели новую цель и Константин Смуров направил самолет навстречу огненному шквалу.


Но вот самолет от сильного толчка вздрогнул. Из-под крыла вырвался язык пламени. За самолетом потянулся черный шлейф густого дыма.


Не прекращая огня, самолет продолжал пикировать на зенитки. Но он уже терял управление. Сбить пламя не удалось. Молниеносно приближалась земля...


О чем думали в те секунды боевые друзья Михаил Пащенко и Константин Смуров? Невозможно точно определить их мысли. Но с уверенностью можно сказать, что они остались своей военной обязанности, военной присяге, Родине.


До земли оставалось расстояние в несколько десятков метров. Пылающий самолет врезался в чащу враждебных эшелонов и за какое-то мгновение раскатисто взорвался. В небо взлетел столб дыма и огня. Гигантским кострищем пылал бензосклад. В пламени корчились вагоны военных эшелонов.


Эхо того взрыва долетело вплоть до ставки гитлеровского рейха. Даже бывалых фашистских генералов поражал подвиг советских летчиков, которые, как легендарный Гастелло, свои сердца отдали времени на разрыв. Сердца, которые взорвались страшной ненавистью. Выведение из строя железнодорожной станции Мировая, до предела заполненной военной техникой и солдатами, способствовало прорыву нашими частями переднего края противника.


Войска 4-го Украинского фронта успешно разворачивали наступление...


Свидетелями того подвига были некоторые жители станции Мировая, в частности Галина Александровна Овдий. Они через несколько дней собрали останки героев-летчиков и похоронили их.


Кто же они, отважные советские соколы, которые отдали свою жизнь в боях за освобождение Никополя?


В материалах юных историков села Михайлики Кременчугского района, что на Полтавщине, есть такая запись: «В селе Михайлики в 1935 году начали строить семилетнюю школу и закончили ее строительство в 1938 году. В этой двухэтажной школе были светлые классы, пионерская комната, химический и физический кабинет. Чаще всего держал переходный Красный флаг шестой класс. Хорошим организатором в пионерской работе был Михаил Пащенко. Позже он стал летчиком. Во время Великой Отечественной войны немцы подбили его самолет и он с пылающим самолетом кинулся на враждебные эшелоны с боеприпасами и живой силой врага и взорвал их».


Почти 23 года родные Михаила Пащенко не знали, когда и где погиб близкий им человек, где он похоронен. И не знали они, что в той же Ивановской области, в городе Кинешме живут люди, которые имеют непосредственное отношение к героической жизни Михаила. Там, в Кинешме, проживают родные младшего лейтенанта - летчика Константина Смурова, который летал на одном самолете с Михаилом Пащенко и вместе с ним погиб.


Несколько лет назад юные красные следопыты Никопольской средней школы № 2 разыскали родных Константина Смурова, которые не знали, при каких обстоятельствах погиб и где похоронен их сын.


Имена героев, которые повторили подвиг Гастелло в боях на Никопольском плацдарме, теперь известны. Несколько лет назад к нам, в Никополь, приезжали из далекой Кинешми родные Константина Смурова - мать Мария Ивановна и младший брат Алексей.

.

Источник: Мілявський М.С. Вибух // Нікопольська правда. - 1968. - квіт.

.

Перевод в электронный вид: Бутенко О.П.
На нашем сайте Вы можете узнать больше про историю Никопольщины:
 .
 .
Останнє оновлення на Вівторок, 28 січня 2014, 11:32
 
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting