PDF Друк e-mail
История Никопольщины - В годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.)
П'ятниця, 06 лютого 2009, 08:42

Жуковский М.П.
Председатель Никопольской городской организации
Всеукраинского общества краеведов,
заместитель  директора Никопольского
государственного краеведческого музея
по научной работе
Биография

Материал  предоставлен в авторской редакции

Фото предоставлены автором
 
 
Орден командарма,
или Почему была расформирована армия, освободившая Никополь

 
Тайны военной истории
 
 Салюты
 
В ночь с 7 на 8 февраля 1944 года войска 4-го Украинского фронта (в составе 28-й, 5-й ударной и 3-й гвардейской армий) завершили бои по ликвидации Никопольского плацдарма. Из Никополя враг был выбит частями 6-й армии 3-го Украинского фронта при содействии 8-й гвардейской армии, наступавшей с северо-запада, и 3-й гвардейской армии, наступавшей с юга.
 
 
 
Советские войска в Никополе (в настоящее время улица Никитинская).
Февраль в 1944 г.
 
Верховный Главнокомандующий маршал Сталин выразил благодарность войскам 3-го и 4-го Украинских фронтов, а в честь ликвидации Никопольского плацдарма в Москве был дан артиллерийский салют. При этом 3-я гвардейская армия под командованием генерала Лелюшенко Д.Д. получила за выполнение боевых задач от Верховного Главнокомандующего две благодарности, и в ее честь прозвучало два салюта (за ликвидацию Никопольского плацдарма и освобождение самого Никополя). Ряд армейских соединений был награжден орденами, командарм Лелюшенко Д.Д. получил орден Богдана Хмельницкого I степени, семи воинам-гвардейцам, которые первыми форсировали Днепр и ворвались в Никополь, было присвоено звание Героя Советского Союза, большая группа бойцов и командиров также была отмечена наградами, после чего отличившуюся армию расформировали.
 
 
 
Генерал армии Лелюшенко Д.Д.
 
Что же произошло?

В своих воспоминаниях «Москва-Сталинград-Берлин-Прага» Лелюшенко Д.Д. после описания успешных боев по разгрому Никопольского плацдарма немцев и освобождения Никополя отмечает: «Спустя некоторое время 3-я гвардейская армия должна была передать свои соединения в состав 3-го Украинского фронта, а её управление выводилось в резерв Ставки».
 
Действительно, с 16 февраля 1944 года армией уже командовал генерал-лейтенант Рябишев Д.И., который до того возглавлял 34-й гвардейский стрелковый корпус этой же армии. Сам Лелюшенко Д.Д. до 7 марта 1944 года находился в подчинении командования 4-го Украинского фронта, пока его не вызвали в Ставку Верховного Главнокомандования. Там Сталин объявил ему о назначении на должность командующего 4-й танковой армии 1-го Украинского фронта.

В действующей армии неоднократно происходили подобные расформирования, переформирования и реорганизации фронтов и армий. Но 3-я гвардейская армия была одной из одиннадцати, созданных за все время войны. Само звание гвардейской давало право быть образцом для десятков других армий. Тем не менее Верховное Главнокомандование решило не сохранять эту армию, как единое боевое объединение, а ликвидировать.

Лелюшенко Д.Д. ничего не говорит по этому поводу в своих воспоминаниях. И в советской военно-исторической литературе это событие также упоминается лишь в виде констатации факта: «3-я гвардейская армия 10 февраля была передана в состав 3-го Украинского фронта, однако вскоре выведена в резерв Ставки» (Грылев Б. Днепр-Карпаты-Крым). Впоследствии 3-я гвардейская армия появится в составе 1-го Украинского фронта накануне Львовско-Сандомирской операции в июле 1944 года, однако с другим составом соединений и новым командующим.

 
Неприятели

Накануне четвертого, решающего штурма советскими войсками Никопольского плацдарма немцев - единственного на левом берегу Днепра (длиной до 120 км и глубиной 25-30 км), его обороняла оперативная группа «Шернер» в составе 8 пехотных дивизий и 3 дивизионов штурмовых орудий.

Против нее командование 4-го Украинского фронта во главе с Толбухиным Ф.И. выставило, кроме отдельных частей и фронтовых соединений, 28-ю армию (с задачей наступать на Большую Лепетиху), 5-ю ударную армию (с задачей наступать на Малую Лепетиху), 3-ю гвардейскую армию (с задачей наступать на Каменку-Днепровскую).

Зимой 1943-1944 гг. немецкие пехотные дивизии имели в среднем по 8 тыс. человек, советские стрелковые дивизии - по 4-6 тыс. Против 70-тысячной немецкой группировки, которая обороняла Никопольский плацдарм, было выставлено около 300 тыс. советских солдат и офицеров.
 
 
 
Немецкий наблюдатель. Никопольское направление.
Зима 1943-1944 гг.
 
 
Наступление

31 января 1944 года три советских армии после артподготовки начали наступление на плацдарм. Враг оказывал серьезное сопротивление, и поэтому лишь на отдельных участках удалось вклиниться в его оборону на 7-11 км.

2 февраля в связи с прорывом частями 8-й гвардейской армии немецкой обороны под с. Лошкаревкой и выходом 4-го гвардейского мехкорпуса к с. Шолоховому Гитлер отдал приказ командованию 6-й немецкой полевой армии, 17-у и 30-у корпусам, которые входили в ее состав, отступить из-под Марганца и Никополя за речки Базавлук и Каменку. Оперативная группа «Шернер» организованно оставляла Никопольский плацдарм, отступая на правый берег Днепра через переправы в Каменке-Днепровской, Большой Лепетихе и Малой Лепетихе.
 
 
 
Переправа через р. Днепр в районе г. Никополя,
простояла до 16 февраля в 1944 г., снесло ледоходом.
Февраль 1944 г.
 
Обе стороны находились в движении: немецкие части отступали перекатами, оставляя лишнее имущество, разбитую технику и вооружение, советские - нанося удары по отступающему противнику.

3 февраля командующий 3-й гвардейской армии Лелюшенко Д.Д. издал приказ овладеть Водяным и Каменкой-Днепровской. В сторону Каменки отступал 4-й армейский корпус немцев. Его поддерживали 50 танков и штурмовых орудий. Противник временами переходил в контратаки. Боевые действия велись в чрезвычайно трудных условиях ранней оттепели, дождей и бездорожья, когда в раскисшем грунте с трудом продвигались техника, кони и люди.
 
 
Советские артиллеристы ведут огонь по противнику.
Зима 1943-1944 гг.
 
За освобождение населенных пунктов приходилось платить большую цену: под Новоднепровкой погибли 276 бойцов и командиров, Цветковым - 645, Заповитным -1 183, Ивановкой - 62, Подовым -15, Днепровкой -1 261, Примерным -15, Водяным – 1 130, Большой Знаменкой - 39.

 
 От Каменки до Никополя
 
Бой за Каменку обнаружил, что оборона немцев была здесь основательной. Лелюшенко Д.Д. в воспоминаниях пишет о своем решении обойти главными силами корпусов населенные пункты, превращенные в мощные узлы обороны, и вырваться на левый берег Днепра. Чтобы удержать Каменку, пока не отойдут основные силы 4-го армейского корпуса, противник развернул в боевой порядок почти полк пехоты и при поддержке бронетехники контратаковал наших гвардейцев.
 
 
Разбитый немецкий бронетранспортер в Никополе.
Зима 1943-1944 гг.

 
Лелюшенко Д.Д.  сдержанно отметил в воспоминаниях: «Наши танкисты и мотострелки не поддались и успешно отразили вражеский нажим». Была ли занята Каменка, он не пишет, характеризуя лишь общую ситуацию: «В первой половине дня 7 февраля нам удалось достичь Днепра, уничтожив при этом больше 3 тыс. вражеских солдат и офицеров. Большое количество гитлеровцев было взято в плен, захвачено 150 пушек, минометов, а главное - захвачены переправочные средства. Враг оказался отрезанным».
 

Брошенные немецкие пушки в Никополе.  
Зима 1943-1944 гг.
 
Уже 7 февраля советские части на захваченных рыболовецких лодках начали отдельными группами форсировать Днепр и высаживаться в южной и восточной частях Никополя, где встретили только сопротивление вражеских патрулей.
 
 
Потери
 
Мемуарное молчание командарма об освобождении Каменки становится понятным, когда знакомишься с извлечением из документов Центрального архива Министерства обороны России, данными Запорожской областной инспекции охраны памятников истории и культуры. Немцы хотя и понесли потери, но, отразив все атаки на Каменку дивизий 3-й гвардейской армии, вывели свои пехотные части и 50 танков по днепровским мостам в Никополь, а затем подорвали их. В лобовой атаке на Каменку-Днепровскую погибли до 10 000 советских бойцов и командиров, впоследствии похороненных в братской могиле. Позже там был разбит парк имени 50-летия Октября.

За девять дней наступательных боев 28-я армия потеряла 4 000 человек убитыми, 5-я ударная армия - 3 000, а 3-я гвардейская - 14 600. Если учесть, что на каждого убитого приходилось в среднем еще и по три раненных, то потери армии Лелюшенко Д.Д. составили не меньше 45 000 человек! Она была обескровлена в боях, потеряла большое количество боевой техники. Например, 5-я гвардейская мотобригада после боев была укомплектована лишь на 42%, а отдельные ее подразделения - лишь на 30%. Для того чтобы восстановить боеспособность бригады командование фронта выделило ей более 1 000 автомобилей. Бригаду отвели в тыл на три недели, прежде чем она снова приняла участие в боевых действиях.

Среднесуточные потери 3-й гвардейской армии превышали потери не только 28-й и 5-й ударной армий, но и 6-й, 8-й гвардейских, 37-й, 46-й армий 3-го Украинского фронта, которые принимали участие в той же Никопольско-Криворожской наступательной операции. А они теряли ежесуточно в среднем по 2 380 человек убитыми и раненными, в трудных условиях преследуя отступающего противника.

Вероятно, именно из-за колоссальных потерь Ставка Верховного Главнокомандования и приняла решение вывести управление 3-й гвардейской армии в свой резерв, а ее соединения передать 3-у Украинскому фронту. Сам генерал Лелюшенко Д.Д. в очередной раз был переведен на другой фронт для использования его богатого боевого опыта...

 
Перевод в электронный вид: Волкова Е.Ф.

 
 
 
 
В случае исользования материалов этого сайта ссылка на сайт обязательна
Останнє оновлення на Вівторок, 14 вересня 2010, 09:59
 
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting