PDF Друк e-mail
История Никопольщины - В годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.)
Середа, 16 грудня 2009, 13:23

Жуковский М.П.
Председатель Никопольской городской организации
Всеукраинского союза краеведов,
заместитель директора Никопольского
государственного краеведческого музея
по научной работе
Биография

Материал предоставлен в авторской редакции

Перевод с украинского: Стрелецкая М.В.

 

О некоторых аспектах изучения источников
по истории партизанского движения в Днепровских плавнях 1941 года

В истории советского партизанского движения Украины в 1941 г. важное место занимает район Днепровских плавней. Именно здесь в августе-октябре в 1941 г. действовало большое объединение партизанских отрядов – городов Марганца, Никополя и Кривого Рога, Лепетихского, Апостоловского, Харьковского, Бериславского и Чкаловского районов, во главе с Председателем совета командиров членом ВКП(б) Рыжиковым Ф.И., прежним красным партизаном времен гражданской войны. Также в их состав с 16 сентября 1941 г. вошел отряд № 1080 во главе с батальонным комиссаром Захаровым М.П. В целом, количество партизан не было постоянным. К середине сентября 1941 г. их численность составляла по показаниям разведчика Южного фронта майора Мельничука О. (псевдоним в оперативной работе «Соколов») до 1 000 человек. Но, в связи с отходом Красной Армии она уменьшилась до 500-550 человек.

Во время подготовки очерков по истории городов и сел УССР руководство компартии, Вооруженных Сил СССР, комитета госбезопасности позволило использовать часть материалов из своих архивов для того, чтобы показать героизм советских партизан в боях с немецкими войсками. Опубликованные материалы, как правило, в изложении привлекли внимание многих краеведов и их начали использовать для последующей исследовательской и военно-патриотической работе. Однако руководство КПУ и КГБ существенно ограничивало доступ ко всему массиву документов по данной проблеме, держа его под грифом «тайно».

В 1967 г. в «Украинском историческом журнале» № 6 были опубликованы материалы о партизанах Днепровских плавней, переводчика Дятленко Г., который по заданию руководства КГБ УССР осуществлял перевод трофейных немецких документов, микрофильмованных в архивах США. Тезисы автора о том, что формирование партизанских отрядов в Днепровских плавнях состоялось при содействии военной разведки, были подвержены сокрушительной критике апологетов идеи руководства компартии в создании партизанского движения в Украине. В этой связи, разработка в полном объеме документов немецкого командования о боевых действиях партизан в плавнях в районе Никополя затормозилась на долгие годы и имела локальный характер. Лишь в последние годы существования Советского Союза историкам повезло познакомиться с документами о партизанском движении, как партийных, правоохранительных органов, так и немецких штабов.

Во время подготовки авторского сборника из истории партизанского движения на Никопольщине были проработаны документы фонда начальника оперативного отдела тыла группы армий «Юг». Среди многих документов было сообщение начальника войск СС и полиции безопасности от 11.10.1941 г. о бое 1-го батальона 8-го мотопехотного полка 1-й бригады СС «Герман» с партизанами в районе с. Грушовка Апостоловского района 9 октября 1941 г. В нем, в частности, констатировалось: «Операция определенно доказала, что в районе островов западнее Никополя еще имеются скрытые, хорошо организованные и смелые партизанские группы, которые чрезвычайно опасны для шахт по добыче марганцевой руды вокруг Никополя» (ЦДИАУ ф.КМФ-8, Т-501, роп.6, к.110-112).Одновременно из архива Главного Разведывательного управления Генштаба Вооруженных Сил СССР были получены фотокопии рапорта начальника штаба отряда № 1080 майора Мартьянова О.Д., в разведотдел штаба Южного фронта о деятельности вышеуказанного отряда в плавнях в 1941 г.

Уникальная возможность проверить сообщение противников об одном и том же бое дает основания считать, что одной из причин ограниченного доступа исследователей в советские времена к документам, как советских, так и трофейных, были разные данные о характере и масштабе боевых действий, потери, поведении противника. Для примера подаются именно выдержки из вышеупомянутых документов о бое советских партизан с подразделением немецкой армии.

К сожалению, прекращение существования Советского Союза не дает возможности завершить работу по созданию археографического сборника об одном из драматичных эпизодов партизанской войны в Украине. Лишь с введением в независимой Украине Дня партизанской славы дает основания, что события того времени будут должным образом освещены.

Дополнение 1

«8 октября в Грушевский Кут, в помощь имеющимся в этом направлении немцам, прибыл батальон «СС», который 9 октября в 8 часов утра после усиленной артминподготовки перешли в наступление в плавни в районе расположения отряда т. Демченко. Охранение т. Демченко отошло на левый берег р. Скарбная, где была подготовлена соответствующая встреча противника. Завязался бой на р. Скарбная. Благодаря удачно расположенным огневым средствам и маневрированию живой силой своего отряда и отряда Апостоловского, т. Демченко прижал противника к земле, а неоднократные попытки ССовцев форсировать р. Скарбную были для них безуспешными и оканчивались большими для них потерями. В помощь т. Демченко был переброшен Харьковский отряд, после восьми часов боя, противник был разбит и отошел обратно в Грушевский Кут, оставив на поле боя 123 человека убитыми (раненых сумел увезти), много винтовок, пять разных пулеметов, 14 автоматов, 2 огнемета, 2 миномета, 19 пистолетов, много патрон, мин и другого вооружения. Наши потери в этом бою 11 убитых и 9 раненых.

Из показания пленных немцев и рассказов местных жителей, командование немецких частей объясняло свои поражения в борьбе с партизанами большим количеством партизан в плавнях, т.е. якобы нас имеется до 7 тысяч человек».


Дополнение 2

«Копия копии. Район расквартирования. 9.10.1941 г.

1-й батальон 8-го моторизованного полка СС.


В 6 часов 15 минут батальон начал переправу под Грушевским Кутом в следующей последовательности: 2-я рота, штаб батальона с огнеметной командой и командой искателей мин, 1-ая рота, 3-я рота.

Переправа осуществлялась под огневой охраной взвода пехотных орудий, 3-ей роты, а также пулеметного отделения (станковые пулеметы) и минометного отделения (тяжелые минометы).

Во время переправы соприкосновения с противником не произошло. После окончания переправы батальон приступил, разделившись на две волны, к прочесыванию местности по обеим сторонам дороги, которая ведет от Грушевского Кута на юг. Справа - 1-ая рота, слева - 2-я рота, посредине - штаб батальона с подчиненными командами. Приблизительно через 300-400 метров, пройденных через камыш и кустарники, передняя линия с ближнего расстояния была обстреляна с фронта интенсивным огнем пулеметов и винтовок. Здесь и появились наши потери. Сначала противника нельзя было увидеть.

В то время, как 1-ой роте удалось продвинуться еще дальше, 2-ая рота сначала залегла, а потом под прикрытием 1-ой роты она тоже продвинулась вперед.

После этого (в 9.00) я по радио затребовал огня пехотных орудий и корректировал огонь на участок, находящийся впереди недалеко от меня.

В то время, как огонь по фронту уменьшился, на 2-ую роту слева и с тыла обрушился интенсивный огонь из пулеметов и винтовок. Я выдвинул 3-ю роту слева несколькими эшелонами с той целью, чтобы подавить противника сзади и на фланге. Это удалось, и огонь в нашем тылу и на фланге начал спадать. Противник, находившийся впереди 2-ой роты, был уничтожен в ближнем бою. Он оставил 7 убитых. А также 4 ручных пулемета, 17 автоматических винтовок, много пулеметных дисков и винтовочных патронов, кроме того, мешок немецких боеприпасов для стрелкового оружия. Эти боеприпасы были израсходованы в этом же бою.

Ведя упорные бои, батальон к 11.00 вышел к рукаву реки в 3 км южнее Грушевого Кута. Я остановил здесь батальон, произвел перегруппировку для того, чтобы произвести переправу на остров Темный.

Для облегчения дальнейшего продвижения передовых подразделений 2-ая рота был послана по мосту в качестве передового отряда, 1-ая рота поддерживала продвижение слева, 3-я рота - слева в обратном направлении. Атака 2-ой роты под сильным огнем станковых и ручных пулеметов захлебнулась перед протокой. Я приказал 1-ой роте оставить свободным пространство справа, развернуться справа и атаковать противника на правом фланге. Атака 1-ой роты также захлебнулась под сильнейшим огнем противника у очень заболоченной и широкой протоки. Я отдал приказ: 1-ой и 2-ой ротам оставаться в качестве огневого прикрытия, 3-ей роте - развернуться налево, переправиться через протоку и атаковать противника на левом фланге. 3-я рота выполнила эту задачу. Здесь следует особо подчеркнуть личные действия командира роты оберштурмфюрера СС Зилинга. Он, вместе с тремя добровольцами, раздевшись догола, стоя в воде под сильнейшим огнем противника, образовали цепь, чтобы таким образом дать всей роте возможность в кратчайшие сроки произвести переправу через протоку. В начале атака 3-ей роты происходила успешно, но после выхода к реке Скарбной захлебнулась под сильнейшим огнем слева и с фронта.

В 12.30 батальон получил приказ о немедленном прекращении операции.

Сразу выполнить приказ не имелось возможности, так как батальон был почти окружен, и, кроме того, нужно было вынести с поля боя находящихся впереди раненых и убитых. Всех раненых удалось вынести. Вынести всех убитых под сильным огнем противника было невозможно.

При попытке вынести с поля боя убитых было ранено еще 7 человек. Оторваться от противника удалось лишь в 15 часов, применив огонь взвода пехотных орудий и дымовые ручные гранаты. Во время прочесывания были обнаружены кострища, места ночевок, места приготовления пищи, шерстяные одеяла, немецкие лопаты, немецкие боеприпасы, новые коричневые замшевые накидки и пакеты с перевязочным материалом.

Сам противник производит, частью, впечатление ухоженности. Одежда, преимущественно синие бушлаты на вате, различные гражданские брюки. Нашим противником в данном случае являются фанатично настроенные большевики. Они очень отличаются от ранее виденной нами массы русского народа. Лишь этим можно объяснить их упорство во время ведения боя.

Потери противника: в наши руки попало 7 убитых. По сделанным наблюдениям (найденные перевязочные пакеты, остатки одежды и т.д.) можно предположить, что противник понес огромные потери. Совсем не просматриваемая местность, поросшая камышом высотой в рост человека, не дала возможности тщательно обследовать ее. Уверен, что противник понес тяжелые потери, так как батальон вел очень интенсивный и прицельный огонь из всех видов оружия. Очень метко велся огонь из пехотных орудий.

Наши потери: 13 убитых, 41 раненый, 3 пропавших без вести, в числе которых унтерштурмфюрер СС доктор Даурер, младший врач 1-го батальона 8-го полка. Пропавших без вести считать погибшими. Приблизительно в 16 часов батальон вышел к месту переправы. Переправа осуществлялась под огневым прикрытием, но без помех со стороны противника до 16.45.

Подписал Хеинке, хауптштурмфюрер СС и командир батальона.

С подлинным верно: подписал Видеманн, хауптштурмфюрер».

 




В случае использования материалов этого сайта ссылка на сайт обязательна
Останнє оновлення на Вівторок, 14 вересня 2010, 10:12
 
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting