История Никопольщины - Древняя история | |||
Субота, 01 серпня 2009, 21:59 | |||
Тороп С.О. .
Скифы - родоначальники психической атаки
Мильоны - вас.
Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами! Александр Блок, «Скифы»
«Змеиный» народ
.
Почему в древние времена скифов иногда называли «змеиным народом»? Сегодня мы относимся к змеям без особого уважения. Кому не приходилось слышать о «гаде ползучем» или «змеюке подколодной»? В давние и не столь отдаленные времена этих существ считали воплощением мудрости, верности и красоты. Медики и алхимики украшали их изображениями свои эмблемы, а венчавшая головной убор фараона змея была символом его власти и могущества. Жившие в наших степях скифы боготворили змей, ведя свое происхождение от верховного бога Папая и «змееногой» богини. Эта «полуженщина-полузмея» - мать Скифа, родоначальника скифского племени, часто изображалась на щитах, колчанах и доспехах воинственных кочевников.
Конский налобник с изображением скифской змееногой богини
.
Исследователи древних религий утверждают, что «змееногость» какого-либо мифического персонажа свидетельствует о его местном происхождении. На рубеже VІІ-VІ вв. до н.э. в Северном Причерноморье уже существовали греческие города-государства, желавшие подчинить скифов своему влиянию. С этой целью был создан «совместный» культ, главная роль в котором отводилась легенде о происхождении скифов от греческого героя Геракла и местной «змееногой» богини. Любопытно, что в греческой мифологии имелись свои «змееногие» персонажи - ламии, родившиеся после очередного амурного «приключения» Зевса. Остатки мраморного фриза с изображениями Геракла и скифской богини были найдены археологами на месте одного из греческих поселений еще в начале XX века. На этом в вопросе о «змеином» народе можно было поставить точку, но, думаю, одними «змееногими» богинями дело не ограничивалось. Очевидно, имело место что-то иное, оставившее в сознании современников неизгладимое впечатление, дошедшее до нас в виде легенд и героических сказаний...
.
Люди моего поколения и старше, наверное, помнят кадры из фильма «Чапаев», где белогвардейцы идут в «психическую» атаку. В годы гражданской войны к подобной тактике прибегали воины Корниловского полка, названного так в честь одного из основателей Белого движения, генерала Лавра Корнилова, погибшего в бою. В 1920 г. корниловцы сражались на Никопольщине против 2-й Конной армии... Какое отношение, спросите вы, имеют скифы к «психической» атаке? Арриан, выдающийся греческий писатель, историк и географ, живший в начале II в. н.э., писал, что военные эмблемы скифов представляли собой чучела змей и драконов, изготовленные из лоскутков материи и насаженные на высокие шесты. При движении эти чучела надувались ветром и извивались, как живые существа, издавая при этом резкий свист. До наших дней сохранились изображения скифских лошадей, «стилизованных» под драконов. Перед боем скифы старались придавать своим лошадям устрашающий вид, вплетая в их гривы разноцветные лоскуты, которые при движении развевались и напоминали извивающихся змей. Многие из коней имели устрашающие маски и были защищены доспехами, на которых нередко изображались змеи и «змееногие» богини.
Скифская лошадь
.
Но это еще не все! При приближении к неприятелю в ход пускались специальные трещетки, имитирующие шипение змеи. А теперь представьте себе многотысячное скифское войско, скачущее на «драконах» - «свистящее» и «шипящее». Ну, чем вам не «психическая» атака? Даже один вид такого «змеиного» воинства способен был вызвать у суеверных древних народов чувство страха перед неведомой и грозной силой, напоминающей огромного Змея. Но не только военными эмблемами и «стилизованными» под драконов лошадьми «пугали» скифы своих противников. В VI в. до н.э. у них появилась тяжелая панцирная конница, способная повлиять на исход любого сражения. К услугам скифов не раз прибегал понтийский царь Митридат Евпатор (132-63 гг. до н.э.), одолеть которого не смогли такие римские полководцы, как Сулла, Лукулл и Помпей. Лишь в 65 г. до н.э. римлянам удалось разгромить понтийскую армию в битве под Никополем (на территории современной Турции). Опасавшиеся скифских набегов греческие колонисты желали дружить с ними «семьями и домами».
Скифские мечи, ножны и боевые топоры
Скифские луки, наконечники стрел и копий, застежки колчанов
.
Для живших севернее степи оседлых земледельческих племен народ со «звериным» стилем украшений (драконами, грифонами, змеями и «змееногими» богинями) был «змеиным» народом и образно изображался страшным Змеем, требующим дани и жертв. Позже «змеиными» стали называть и другие кочевые народы, появившиеся в наших степях уже после скифов.
Скифские воины перед «психической атакой».
Реконструкция Торопа С.О. по описанию античного историка I в. н.э. Арриана
.
Древнее «биологическое оружие»
.
Вполне возможно, что во время «психической атаки» скифы использовали против своих противников «биологическое оружие» - стрелы, пропитанные ядом. В 2003 г. фольклорист Пристонского университета Эдриэна Мейер (г. Нью-Джерси, США) выпустила весьма любопытную книгу - «Греческий огонь, отравленные стрелы, «скорпионовые бомбы»: биологические и химические войны в античном мире». Объединив и сопоставив свидетельства более 50 греческих и латинских историков с данными археологических раскопок, автор книги пришла к выводу, что в сражениях античного времени широко использовалось биологическое и химическое оружие - ядовитый мед, отравленная вода, «скорпионовые бомбы», удушливый газ, зажигательные смеси (аналог современного напалма). Она утверждает, что еще в глубокой древности были хорошо известны растительные и другие природные яды: сок более 20 видов ядовитых растений, смешанный с «дурной кровью» навоз и т.д.
. Среди главных адептов антигуманного способа ведения войны Эдриэной Мейер называются: Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.), Ганнибал (ок. 247-183 гг. до н.э.), Юлий Цезарь (100-44 гг. до н.э.) и многие другие известные полководцы Древнего мира. «Когда Менелай был ранен стрелой троянцев, лекарь сделал ему кровопускание, и из раны стала медленно истекать «черная кровь». Этот способ лечения человека, укушенного ядовитой змеей или раненного отравленной стрелой, был распространен и в реальной жизни», - пишет в своей книге Эдриэна Мейер. Речь идет об одном из героев поэмы Гомера «Илиада», созданной около 730 г. до н.э. Она повествует о войне между греками и троянцами (жителями древнего г. Троя, находившегося в Малой Азии). После открытия, сделанного выдающимся археологом Генрихом Шлиманом (1822-1890 гг.) на холме Гиссарлык (Турция), сегодня уже мало кто считает описанные в «Илиаде» события «сказками слепого Гомера». Современные историки датируют их 1250 г. до н.э. При внимательном прочтении «Илиады» создается впечатление, что «биологическое оружие» в той далекой войне использовали обе воюющие стороны, да и сама Эдриэна Мейер не двусмысленно пишет в своей книге о том, что в Древней Греции для изготовления смертельного оружия использовали яд гадюк. Любопытно, что на стороне греческого царя Менелая сражался Ахилл, которого многие древние и средневековые авторы (Лев Диакон Калойский, Евстафий Фессалоникийский, Атталиат и другие) называют скифом. Так, Лев Диакон (Х в.) пишет: «Сын Пелея Ахилл был скифом и происходил из городка под названием Мирмикон, лежащего у Меотидского озера (Азовского моря)»… В стане же троянцев против греков воевали амазонки, которые, согласно Геродоту, отделились от скифов, после Троянской войны удалились на восток, а затем вновь соединились со скифами, образовав народ савроматов. Уж не являлись ли «варвары» из наших Причерноморских степей подлинными изобретателями «биологического оружия», которым «цивилизованные» народы Европы и Азии методично уничтожали друг друга во многих древних войнах? Как это не раз случалось, армии государств Средиземноморья и Малой Азии охотно заимствовали передовые скифские военные разработки – легкую узду и седло-подушку, маленький упругий лук и стрелы с повышенными баллистическими качествами, новую массовую конно-стрелковую тактику ведения боя и т.д. Находящиеся на службе у разных правителей (иногда даже воевавших между собой, как это, например, происходило во время Троянской войны) выходцы из Причерноморских степей охотно внедряли в их войсках эти ноу-хау. Увы, эти военно-технические разработки не раз впоследствии применялись способными учениками и против самих изобретателей.
Наконечники скифских стрел
Фото: www.bg-gallery.ru
Наконечники скифских стрел
Фото: www.forum.violity.kiev.ua
.
Всем известно, что некоторые змеи обладают способностью не только угрожающе шипеть и извиваться. При необходимости они стремительно атакуют, пуская в ход свои ядовитые зубы. У надвигающейся на неприятеля огромной скифской «змеи» роль таких ядоносных зубов очевидно играли пропитанные змеиным ядом стрелы. Тысячи выпущенных в противника граненных стрел, несущих неизбежную смерть! Первым упоминанием об изготовлении «биологического оружия», без сомнения, стоит признать один из подвигов Геракла (мифологического отца скифов), пропитавшего свои стрелы ядом Лернейской гидры.
Геракл и Гидра
.
На дошедших до нас изображениях эта чудовищная гидра выглядит большущей многоголовой змеей (при более детальном рассмотрении в пасти каждой из голов можно рассмотреть даже змеиные ядовитые зубы). Кочующие в течении не одного десятка веков по широким степям Евразии индо-европейские народы просто не могли не накопить богатых познаний об образе жизни и повадках змей. Постоянно совершенствуя свое воинское искусство и оружие, они, несомненно, старались добиться его максимальной «поражающей» эффективности. Так появились знаменитые стрелы с повышенными баллистическими качествами, которыми не раз переходившие через перевалы Кавказа кочевники разили воинов Переднего Востока. Не исключено, что кочевники были хорошо знакомы со многими ядами, но предпочтение, все же, отдавали именно змеиному. Он обладал рядом преимуществ - например, долго сохранял свои свойства, даже будучи высушенным. Благо змей в местах обитания древних индо-европейских народов всегда было более чем предостаточно. Змеи семейства гадюковых, насчитывающего около 65 видов, и сегодня широко распространены в Европе, Азии и Африке - гадюка обыкновенная (Vipera berus), гадюка степная (Vipera ursini), гадюка кавказская (Vipera kaznakovi) и т.д. В Азии встречается самая крупная и опасная из гадюк - гюрза (Macrovipera lebetina). Яд перечисленных выше змей вполне подходил для изготовления «биологического оружия» древности. Оставалось лишь пропитать им граненные стрелы. Навыкам змееловства и взятия яда будущие воины, по всей видимости, обучались сызмальства. После разового взятия яда змею сразу же отпускали. Одновременно обучались и оказанию неотложной помощи раненым отравленной стрелой. Лекарь, спасавший греческого царя Менелая, действовал четко и профессионально. Очевидно ему уже приходилось сталкиваться с подобными ранениями. В наших причерноморских степях местные фельдшеры и знахари не раз прибегали к кровопусканию, при лечении пострадавших от змеиных укусов крестьян. Даже в начале «просвещенного» ХХ века!
. Для неустрашимых скифов пропитанные змеиным ядом стрелы, должно быть, имели не только боевое, но и ритуально-мистическое значение. Каждый вражеский воин, сраженный отравленной стрелой, автоматически приносился в жертву великой «змееногой богине». Мифологической матери скифов…
Скифский знатный воин со своим слугой.
Реконструкция Торопа С.О. по находкам в кургане
в окресностях г. Орджоникидзе. Никопольский район
.
Иллюстрации:
На нашем сайте Вы можете узнать больше о выдающемся украинском археологе (благодаря которому были открыты многие сокровища скифских курганов, в том числе и знаменитая золотая пектораль), кандидате исторических наук, а также проникновенном лирике, поэте тонкой души Мозолевском Борисе Николаевиче:
На нашем сайте Вы можете узнать больше об истории Никопольщины:
|
|||
Останнє оновлення на Четвер, 10 травня 2012, 16:54 |