24.02.2010 10:44 | |||
There are no translations available.
Гросман Х.Н.
Глава 18 Память
«В жилах кровь течет одинаковая. Она разная течет из жил, когда приходят фашисты…». Илья Эренбург
В 1943 году, потрясенный увиденным зверством фашистов, Илья Эренбург вместе с Василием Гроссманом начал писать «Черную книгу». Одновременно, криком души стали его стихи:
Мое дитя, мои румяна,
Моя несметная семья. Я слышу, как из каждой ямы Вы окликаете меня. 21 июня 1998 года, в канун годовщины начала Великой Отечественной войны (спустя 57 лет), представители еврейской общины г. Никополя увековечили это событие установкой двух памятников в балке с. Чкалово.
Памятник евреям - жертвам Холокоста.
с. Чкалово (Никопольский район, Днепропетровская область, Украина). 1998 г.
Фото: Фельдман О.А.
Это место расстрела более 1 000 поселковых евреев. Был пасмурный день, шел теплый летний дождь. Сама природа плакала о погибших.
К месту события приехали более 180 человек. На митинге присутствовали председатель районной администрации, поселкового совета, очевидцы тех давних событий, пресса, телевидение. Траурный митинг открыл председатель общины А.И. Фельдман. 86-летний Иосиф Дорфман прочел извечную поминальную молитву «Кадиш». Словами скорби обратились к присутствующим: Б.И. Таратута (партизан, воин, кавалер 9 орденов, его родителей и близких родственников расстреляли на этом месте), Г.Я. Грабарник (кавалер многих орденов и медалей), Х.Н. Гросман (участник ВОВ), П.М. Богуш - историк-краевед, Почетный гражданин г. Никополя, В.П. Глядченко - редактор районной газеты «Південна зоря», О.П. Мильченко - начальник управления СБУ по г. Никополю и др. Это событие широко освещалось в печати и по телевидению. Ежегодно в день памяти жертв Холокоста, 6 июля, («авдим гейлике орт») собираются никопольчане, чтобы почтить память погибших. 25 ноября 2001 года к 60-летию расстрела евреев-никопольчан на восточной окраине Никополя состоялось открытие обелиска памяти. Огромный цельный кусок гранита в форме языка пламени со скромной шестиконечной звездой, начертанной на нем, как символ неугасаемого огня жизни взмывается ввысь…
Памятник евреям - жертвам Холокоста.
г. Никополь (Днепропетровская область, Украина). 2001 г.
Фото: Фельдман О.А.
Шел проливной дождь. Но он не помешал собравшимся отключиться от земного и сосредоточиться на вечном.
С уст главного раввина Днепропетровской области Ш. Каминецкого и управляющего делами Днепропетровской еврейской общины А. Фридкина звучит поминальная еврейская молитва «Кадиш».
Каминецкий Ш.
Главный раввин Днепропетровской области. 2001 г.
Фото: Фельдман О.А.
И вот торжественно печальный момент - городской голова С. Старун и председатель еврейской общины А. Фельдман перерезают ленточку. А представители двух разных поколений: ветеран войны (один из старейших жителей города) и четырнадцатилетний Дима Таратута (его прадедушка и прабабушка встретили смерть в одном из зловещих рвов), снимают с обелиска черную ткань.
К микрофону, сменяя друг друга, подходили: консул государства Израиль в Украине Шимон Найман, городской голова С. Старун, глава еврейской общины Запорожья Б. Эстеркин, начальник управления СБУ по г. Никополю О. Мильченко, историк-краевед П. Богуш, майор в отставке, освобождавший концлагеря Освенцим и Майданек, М. Шлеймович, журналистка из Марганца Ю. Стерашко и многие другие.
Старун С.В.
Никопольский городской голова. 2001 г.
Фото: Фельдман О.А.
Фельдман А.И.
Председатель еврейской общины г. Никополя. 2001 г.
Фото: Фельдман О.А.
Взял слово и я. Во время выступления мне было трудно удержаться от слез, перечисляя, как будто вчера ушедших родственников, друзей, соседей: Левиных, Марик, Городецких, Варшавских, Манзонов, Каневских, Мееровых, Молдавских, Трухиных, Яшунских и других…
Тяжелыми рубцами на сердцах, вернувшихся с войны фронтовиков, стала потеря родных, близких. Эту трагедию пережили инвалиды Великой Отечественной войны Аркадий Тов, Муня и Клара Мееровы, Валерий Мусарский, Лена Варшавская... При посещении этих «гейлике орт» всегда висит один вопрос, четко сформулированный Маргаритой Алигер: Чем мы виноваты, Генрих Гейне? Чем мы виноваты, Мендельсон? Милые полотна Левитана, Чудные сечения берез. Чарли Чаплин с белого экрана, Вы ответьте мне на мой вопрос. Разве все, чем были мы богаты, Мы не роздали без лишних слов? Чем же перед миром виноваты Эренбург, Багрицкий и Светлов? Эту главу хотелось бы закончить девизом Израильского музея Холокоста «Яд Вашем»: «И в доме твоем, и в стенах твоих и в душе твоей - они будут жить вечно».
Вступление На нашому сайті Ви можете дізнатися більше про Велику Вітчизняну війну: На нашому сайті Ви можете дізнатися більше про історію Нікопольщини:
|
|||
Обновлено ( 13.09.2010 16:55 ) |